slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

"Коллективный ас" финской войны. Часть 1

Не покидает меня порой ощущение, что занимаюсь я какой-то фигней. Пишу про каких-то людей, которых через лет десять не вспомнят как и зовут - Солонин, Мединский, а то и вообще клоуны какие-то... И вот решил я исправиться и небольшую статейку про действительно настоящих людей написать, про которых мало кто знает, а ведь они этого вполне достойны. Я говорю про результативных советских летчиков-истребителей "зимней войны". Если получится, попробую цикл таких статей сделать. Эта конкретно посвящена летчикам 49-го иап И.С. Савушкину и С.Т. Горюнову. Правда для тех, кто читал цикл моих статей в "Истории Авиаиции", посвященных действиям истребителей И-16 в советско-финляндской войне, большинство изложенного ниже новостью не будет. Но много ли людей "Историю Авиации" читает?
Хочу выразить благодарность Михаилу Быкову и Михаилу Тимину за предоставленную информацию.



В 1910 году в деревне Ходынкино Рязанской губернии в семье Степана Савушкина родился мальчик, которого назвали Иваном. Может в честь деда, может просто так, по старинной русской традиции. О детских годах Вани Савушкина ничего доподлинно не известно, однако, вряд ли они были сытыми и безоблачными, учитывая пришедшиеся на это время три революции в России, Мировую и Гражданскую войны. Молодые годы Ивана Савушкина, надо полагать, тоже принципиально не отличались от жизни миллионов его сверстников в Советском Союзе. В 1926-м Иван вступил в комсомол, в 1931 году он закончил профтехшколу в Рязани, получив специальность слесарь. Но как и многих, Ивана поразила любовь к тогда еще не менее молодой и романтичной сфере деятельности человека – полетам.
Летом 1932 года 22-летний комсомолец Иван Савушкин вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и был направлен на учебу в основанную в 1922 году 2-ю Борисоглебскую военную школу летчиков им. Осавиахима, одним из первых выпускников которой был легендарный Валерий Павлович Чкалов. Спустя немногим менее полутора лет, в сентябре 1933-го, новоиспеченный пилот Савушкин был зачислен в состав 1-й легкоштурмовой эскадрильи, а в марте следующего года переведен в 22-я легкую штурмовую эскадрилью ВВС Ленинградского военного округа. В том же году Иван окончил курсы инструкторов слепых полетов и уже 1 октября 1934 года назначается командиром звена своей эскадрильи.




И.С. Савушкин

Между тем, как известно, в начале 1938 года в советских ВВС началась реорганизация, в ходе которой авиация переводилась на новую организационную структуру. На смену эскадрилье, как основной организационной единице ВВС, имевшей статус войсковой части, пришел авиационный полк. На базе 22-й эскадрильи был развернут 9-й легкий штурмовой авиаполк, в 1-й эскадрилье которого звеном командовал Иван Савушкин, в конце мая 1938-го года получивший звание старший лейтенант. Реформа подразумевала не только организационные изменения, но и значительный количественно-качественный рост ВВС. На смену тихоходным и неуклюжим разведчикам, легким бомбардировщикам и штурмовикам семейства Р-5 в качестве основной ударной силы все в больших количествах приходили скоростные двухмоторные бомбардировщики СБ. В этих условиях значение и вес легкой штурмовой авиации в составе советских ВВС начали резко падать, экипажи Р-5 в массовом порядке начинали осваивать двухмоторные бомбардировщики. Но Иван Савушкин выбрал для себя другую дорогу и весной 1939 года был переведен на должность командира звена 2-й эскадрильи 49-го отдельного истребительного авиаполка, базировавшегося на аэродроме Кресты неподалеку от Пскова.
Формирование 49-го истребительного авиаполка началось еще в марте 1938 года на базе 55-й истребительной эскадрильи. Первое время полком командовал летчик-орденоносец, участник боев в Испании майор И.Г. Девотченко, однако испанский опыт мало помогал в налаживании жизни и боевой учебы новоиспеченного полка. Справедливости ради надо отметить, что львиная доля новой матчасти и личного состава, поступавшего в распоряжение командующего ВВС Ленинградского Военного округа, шла на скорейшее укомплектование и развертывание авиаполков 54-й истребительной авиабригады, отвечавшей за ПВО Ленинграда. В этой связи 49-й иап получал летчиков и самолеты фактически по «остаточному» признаку, и только к концу января 1939 года, наконец, удалось сформировать все четыре положенных по штату полку эскадрильи. На боеготовность полка серьезно влияло не только наличие большого количества молодого летного состава, но и постоянная чехарда с перевооружением эскадрилий на новую матчасть. Так 1-я эскадрилья с марта 1938-го по май 1939-го сменила три типа истребителей – сначала ИП-1, затем И-16 и, наконец, И-15бис. 2-я эскадрилья, куда попал Иван Савушкин, с ИП-1 в конце 1938 года переучилась на И-16 тип 5.


С.Т. Горюнов

Принявший в феврале 1939 года 49-й иап майор М.А. Будаев так характеризовал вверенную ему часть: «Полк только что сформировался, личный состав молодой, материальная часть только что прибыла, сборку производили сами, дисциплина в полку слабая». В целом его оценку подтвердила и побывавшая в полку в марте того же года комиссия УВВС РККА во главе с Я.В. Смушкевичем, констатировавшая, что полк за прошедший с начала формирования год смог лишь подготовиться «к развертыванию боевой учебы». В этой связи новый комполка, безусловно, был рад любому пополнению в рядах более-менее опытных пилотов своего полка, пусть даже и без «истребительного» прошлого, но с хорошим летным стажем. И Иван Степанович Савушкин с шестью годами службы в авиации за плечами пришелся тут вполне «ко двору». Впрочем, помимо Савушкина в полку были и другие опытные пилоты, в частности 2-й эскадрильей командовал орденоносец капитан Николай Андреевич Сизов, окончивший школу пилотов еще в 1930-м году, а военкомом эскадрильи был капитан Иван Андреевич Лавренчук, который к началу декабря 1939-го только на истребителях И-16 успел налетать более 400 часов. В силу этих причин Иван Савушкин, как опытный, но не «профильный» летчик занял в эскадрилье всё ту же должность командира звена. К концу лета 1939-го года старший лейтенант Иван Степанович Савушкин вполне освоился с новой для себя ролью летчика-истребителя и без особых приключений освоил очень строгий в пилотировании «ишачок». Потихоньку подрастали и молодые кадры эскадрильи.
Младший лейтенант Сергей Горюнов был одним их первых «желторотиков», прибывших в полк осенью 1938 года. Сергей родился 28 сентября 1918 года в деревне Бакуша Судогодского района Ивановской области. В «гражданской жизни» за его плечами остались оконченная «семилетка» и фабрично-заводское училище, где Сергей освоил премудрости профессии токаря.  А дальше, как и Ивана Савушкина, молодого парня позвало небо. Осенью 1938-го новоиспеченный младший лейтенант Горюнов, только что окончивший всё ту же Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу, прибыл для прохождения службы во 2-ю эскадрилью 49-го истребительного авиаполка. Молодой пилот, судя по всему, неплохо зарекомендовал себя, поскольку уже в августе 1939-го был назначен на должность командира звена.
Бурные события лета-осени 1939-го, связанные с военным конфликтом в районе реки Халхин-Гол и «освободительным походом» Красной Армии в Польшу, прошли мимо летчиков 49-го иап, хотя истребительную авиацию ВВС Ленинградского военного округа, в состав которой входил 49-й иап, «подчистили» основательно. Но вот участия в очередной военной кампании Красной Армии поздней осенью 1939-го подчиненным Будаева избежать не пришлось. Неуступчивость финского руководства на переговорах осенью 1939 года привела к тому, что советское правительство решило добиваться своих целей вооруженным путем. 15 ноября 49-й полк получил приказ начать перебазирование на аэродром Нурмолицы, расположенный в 10 километрах севернее города Олонец в приладожской Карелии – ближайшем к финской границе из имевшихся здесь советских аэродромов. Вместе с 72-м смешанным и 18-м скоростным бомбардировочными полками, 49-й иап должен был обеспечить воздушную поддержку частям советской 8-й армии, готовившейся ударом в обход Ладожского озера поддержать наступление советских войск на Карельском перешейке. К этому моменту 2-я и 4-я эскадрильи частично были перевооружены на более современные модификации «ишачка» – И-16 тип 10, 1-я эскадрилья осваивала новые истребители И-153, 3-я летала на И-15бис. Кроме того, из сверхштатного летного состава и оставшихся после перевооружения 1-й эскадрильи И-15бис в полку была сформирована 5-я эскадрилья.
Противник у 49-го иап был явно не из разряда сильных. Действия противостоящего 8-й армии финского IV-го армейского корпуса в составе двух дивизий должна была поддерживать всего одна эскадрилья из состава 1-го авиаполка ВВС Финляндии – LLv 16, оснащенная смесью из устаревших громоздких и тихоходных разведчиков и легких бомбардировщиков «Райпон» и не менее устаревших и неуклюжих бомбардировщиков «Юнкерс» К.43, насчитывающая в общей сложности дюжину самолетов. Правда весомым дополнением к разведывательным возможностям 16-й эскадрильи был 4-й авиаполк ВВС Финляндии, имевший на вооружении семнадцать современных скоростных двухмоторных бомбардировщиков «Бленхейм» Mk.I, перед которым была поставлена задача вести разведку и атаковать цели в районе действия советских 8-й и 9-й армий, т.е. в приладожье и северной Финляндии.

ОКОНЧАНИЕ
Tags: ВВС, Зимняя война, Люди
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment