slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

Categories:

Маленькие хитрости финского учета.

На днях беседовал я с Мишей Тиминым по поводу состава финских ВВС на начало войны-продолжения. В частности, разговор наш крутился вокруг эскадрилий сформированного в 1940-м 3-го истребительного авиаполка, в который вошли 30-я, 32-я и 34-я учебная эскадрильи.  И тут выяснилась интересная деталька, на которую я ранее как-то не обращал внимания.


Для начала немного предыстории. Хотя нет, много. Совместим приятное с полезным.

Еще во время «Зимней войны», в конце декабря 1939 года, французское правительство пообещало Финляндии оказать ей военную помощь, в том числе самолетами. Финнам планировалось передать в общей сложности 50 «Моранов» MS.406, 80 «Кодронов» C.R.714 «Циклон», 46 «Кулховенов» FK.58 и 62 «Поте» 633. Ну пообещало и пообещало. Мало ли кто кому что обещает. За время войны, пока финны сражались с Красной Армией и, тем самым, создавали очаг напряженности на севере Европы, французы добросовестно поставили финнам 30 «Моранов», но 13 марта 1940 года коварные финны бесцеремонно подставили своих союзников, подписав с СССР мирный договор, лишив их повода для вторжения в Скандинавию. В этой связи все планы помощи Финляндии были немедленно свернуты, в течение весны 1940 года до финнов дошли лишь те иностранные самолеты, которые они успели приобрести, а продавец, соответственно, отгрузить. Однако финны поняли это не сразу.

Вскоре после окончания «зимней войны», ожидаючи массовых поставок «Циклонов», финны задумались, куда их деть. Имевшийся 2-й истребительный полк уже имел в своем составе 4 истребительные эскадрильи, полностью укомплектованные вполне современными истребителями. Поэтому специально под «Циклоны» 27 марта 1940 года было решено сформировать 3-й истребительный полк.


Caudron-renault C.R.714C-1 вскоре после прибытия в Финляндию, май 1940

Уже 9 апреля  полк получил своего командира, которым стал подполковник Эйнар Нуотио и три эскадрильи: свежесформированные 30-ю и 35-ю учебную, а также 32-ю, полученную путем передачи из 2-го полка с сопутствующем переименованием 22-й эскадрильи, сформированной еще в январе 1940-го. 22-я эскадрилья имела в своем составе 17 американских истребителей «Брюстер» F2A-1, а так же десяток английских «Харрикейнов» I. Отальные эскадрильи пока были без матчасти, ожидая прибытия «Циклонов».

Наконец, с 24 по 28 мая первая партия в составе 6 C.R. 714 прибыла в Финляндию. Первая и последняя, поскольку дальнейшие поставки Франция прекратила, чему финны, ознакомившись с девайсом, вообще не расстроились.

Самолеты оказались настолько отвратительными по своим летным данным, что даже неприхотливые финны в итоге предпочли списать их всех к чертовой матери. В начале сентября 1940-го 30-я эскадрилья все же получила пару «Циклонов», оба из которых были поломаны практически после первого же полета. Остальные машины формально тоже передали эскадрилье, но фактически они так и остались на заводе, откуда из отправили сначала на хранение, а затем в мае 1941 года списали из состава ВВС. Можно сказать, что «Циклоны» установили рекорд по краткосрочности пребывания самолета в составе финских ВВС.

Между тем, уже в апреле начался обмен матчастью 2-м и 3-м полками. Поскольку финское командование планировало наиболее современными самолетами вооружить эскадрильи с боевым опытом, имевшиеся у 3-го полка «Брюстеры» было решено направить  в 24-ю эскадрилью, откуда уже в середине апреля 32-й эскадрилье передали 24 истребителя «Фоккер» D.XXI, уцелевших после «Зимней войны» (еще две таких машины были в ремонте). Пилоты 32-й с энтузиазмом взялись за освоение «новой» матчасти и уже к концу весны разбили 4 «Фоккера», один из которых «под списание». А пока летчики эскадрильи были увлечены крушением заслуженных ветеранов зимних сражений, в мае у 3-го полка забрали в 28-ю эскадрилью "Хариккейны", а в июне состоялась официальная передача «Брюстеров» 24-й эскадрилье. В конце августа за отсутствием другой матчасти 3-му полку вернули восемь уцелевших к тому времени «Харрикейнов», которых передали в сидевшую без матчасти 30-ю эскадрилью. Ну а пилоты 32-й, поднабравшись за лето сил, осенью 1940-го сразу вдвое побили свой весенний рекорд, разбив уже 8 «Фоккеров», из которых два до состояния не восстанавливаемости. В результате, к концу 1940-го года полк имел в своем составе всего 23 самолета, в том числе 8 «Харрикейнов» в 30-й эскадрилье, 12 «Фоккеров» в 32-й и 3 трофейных И-15бис в 34-й учебной эскадрилье (бывшая 35-я). Впрочем, техника для полка уже готовилась.

Fokker D.XXI из состава 1-го звена 32-й эскадрильи на аэродроме Утти, 9 июля 1941 года.

Еще в мае 1940-го года, когда стало очевидно, что «Циклоны» - это тупик и вооружить ими 3-й полк не получится, Государственный авиазавод получил заказ на производство IV серии «Фоккеров» D.XXI в количестве 50 штук, благо, что в свое время финны купили лицензию на неограниченный их выпуск. «Фоккер» неплохо показал себя в ходе «зимней войны», но всем уже было очевидно, что это машина устаревшая и для будущей войны на роль истребителя подходит весьма условно. Однако выбирать финнам было особенно не из чего.

Главным отличием IV серии от предыдущих был мотор. Вместо 9-цилиндрового «Меркьюри» VII мощностью 840 л.с., на истребитель начали ставить 14-цилиндровый американский «Пратт-Уитни» R-1535 «Твин Уосп Джуниор» мощностью 825 л.с. В дальнейшем для удобства будем называть их «Фоккеры-М» (I-III серии с моторами «Меркьюри») и «Фоккер-У» (IV серии с «Уоспами»).

Замена мотора на более тяжелый и менее мощный сильно ударила по и без того не впечатляющим характеристикам «Фоккера»: взлетный вес подскочил на полтонны, максимальная скорость не превышала 375 км/ч, хотя на высотах до 2000 метров самолеты IV серии даже немного превосходили своих предшественников. Фактически, это был уже скорее не истребитель, а легкий штурмовик.

Fokker D.XXI IV серии из состава 2-го звена 30-й эскадрильи, аэродром Хювинкяя, 9 июля 1941 года.

Первый экземпляр «Фоккеров-У» совершил первый полет 29 октября 1940-го. После испытаний  первого экземпляра в январе 1941 года начался выпуск основной партии, продолжавшийся до середины июня. Самолеты получили номера от FR-118 и до FR-167, причем последний свой первый полет совершил только в марте 1942, поскольку финских инженеров заинтересовал вопрос о том, что будет, если на «Фоккер-У» поставить убирающееся шасси.

Итак, в марте 1941 года 2-е звено 30-й эскадрильи начало получать свои «Фоккеры-У».  С 20 числа и до конца месяца звено приняло 12 самолетов этого типа, FR 119 - 130.  Первенец серии, FR-118, в это время находился на заводе, а в апреле в ходе очередного полета потерпел катастрофу. В апреле настала очередь 32-й эскадрильи получить «новую» матчасть.  Эскадрилье отгрузили так же 12 «Фоккеров-У» с номерами FR-131, 134-142, 144 и 145. Таким образом, 32-я эскадрилья стала полностью укомплектованной, имея «Фоккеры-М» в 1 и 2 звеньях, и «Фоккеры-У» в третьем. По некоторым данным, «Фоккеры-У» использовались и в других звеньях, поскольку в результате отчаянных усилий летчиков 32-й эскадрильи по подрыву боеспособности эскадрильи путем вывода из строя матчасти, даже после возвращения в конце апреля 1941 года сразу нескольких «Фоккеров-М» из ремонта, их «поголовье» к 1 мая насчитывало всего 15 штук.

В мае за счет «Фоккеров-У» доукомплектовали и 30-ю эскадрилью, получившую 11 истребителей (FR-146 - 156) в состав 3-го звена и один (FR-157) в штаб эскадрильи. Пару «Фокеров-У» (FR-132 и 133) в апреле получила и 34-я учебная эскадрилья.  32-я эскадрилья до 22 июня успела получить еще пару «Фоккеров-У» (FR-158 и 159).

Летчики 30-й эскадрильи, едва освоив полученную технику, с не меньшим энтузиазмом, чем некогда их однополчане из 32-й, принялись ломать матчасть, разбив в течение второй декады июня сразу три «Фоккера-У». Но и 32-я не собиралась сдавать позиции, добавив в апреле и мае в свой зачет  два «Фоккера-У» и три «Фоккера-М», а в июне еще один «Фоккер-М».  В качестве приза за победу в негласном соревновании, между 22 и 25 июня 32-я эскадрилья получила еще семь «Фоккеров-У».
Откуда я все это знаю, спросите Вы? А у финнов есть опубликованная индивидуальная история практически на каждый их самолет, начиная с 1918 и заканчивая 1945-м годом. Выглядит это примерно так:



И вот теперь мы и переходим к тем самым маленьким хитростям финской статистики, которые анонсировали в заглавии.

Итак, уважаемые читатели, попробуйте решить простую задачку:
В марте 1941 года 30-я эскадрилья получила для второго звена 12 истребителей «Фоккер-У», из которых два разбила до начала войны. В мае эскадрилья получила еще 12 «Фоккеров-У» из которых разбила один. Вопрос: сколько «Фоккеров-У» должно быть в эскадрилье на 22-25 июня?
Думаете 12+12-3 будет 21? А вот и нет, скажут Вам многоуважаемые финские авторы! В 30-й эскадрилье на 22 июня 18 «Фоккеров-У», из которых 12 во 2-м звене, и 6 в 3-м. А согласно «индивидуальным историям» должно быть во втором звене 10 и в третьем  десять, а еще один в штабе. А если учесть, что все три потерпевших аварии самолетов потерпели их 11 и 19 июня и на завод отправлены еще не были, то и они должны были числиться за эскадрильей (что, кстати, объясняет 12 машин во 2-м звене). Таким образом, в неизвестном направлении из эскадрильи исчезли от трех до шести машин!  К слову, таким же непонятным образом из состава эскадрильи исчезли три из восьми «Харрикейнов»!

Но это еще цветочки, поскольку из 32-й пропало вообще больше половины эскадрильи! Получив 12 «Фоккеров-У» в апреле, эскадрилья два из них разбила, но до 22 июня им на замену поступили еще два таких самолета, а 24 июня еще семь. Таким образом, к 25 июня в составе эскадрильи должны были быть  14 «Фоккеров-М» и  19 «Фоккеров-У». А по финским данным мы имеем вот что:

(Lentue - звено,  FRm - "Фоккер-М")

Третьего звена как бы и нет вообще, в том числе ни одного «Фоккера-У»!  Ну ладно, допустим семь полученных 24 июня самолетов не ввели в боевой состав, но куда делись остальные 12, а заодно и два «Фоккера-М»?

Конечно же, никакой мистики тут нет, и самолеты никуда не пропадали. Ларчик открывается довольно просто. Дело в том, что даже по финским данным 3-е звено 32-й эскадрильи вполне себе существует на 25 июня, просто сидит оно не со всей эскадрильей в Хювинкяя, а более чем в сотне километров северо-западнее, на аэродроме Сиикакангас.

Скорее всего, командование 3-го полка просто гоняли там призванных по мобилизации резервистов, что современные финские авторы сочли достаточным основанием «ополовинить» боевой состав полка. И плевать, что уже 29 июня 3-е звено 32-й эскадрильи перелетело в ту же Хювинкяя и к 1 июля она уже имеет в своем составе по данным тех же авторов 15 «Фоккеров-М» и 20 «Фоккеров-У», а 30-я эскадрилья волшебным образом стала обладательницей шести «Харрикейнов» и 21 «Фоккера-У». В общем-то все то же самое полк имел и на 25 июня, но, оказывается, если «правильно посчитать», полнокровный полк с 62 истребителями, оказывается можно легко «урезать» до обрубка с 35 машинами на вооружении.
В общем-то это все ерунда, наверное. И раз самолетов «нет на базе», то может их можно и не считать… Но вот как-то осадочек все равно остается.

Ведь те же авторы в тех же книжках не забывают посчитать ВСЕ советские самолеты, имевшиеся в Ленинградском военном округе и на Балтийском флоте на 25 июня. И тут вы увидите полки-монстры, вроде 7-го ИАП с 59 И-16/И-153 и 60 МиГ-3, или 153-го ИАП с 59 И-153 и 45 МиГами… И не важно, в общем-то, что в том же 7-м ИАП на 23 июня был всего 61 экипаж, уровень боеготовности которых являлся величиной не постоянной, а МиГов на самом деле было не 60, а 37. Все это, в общем, мелочи. Ведь сравнив советские монструозные полки с недовооруженными финскими так легко создать нужную картинку, на которой огромный и ужасный монстр СССР в очередной раз навис над беззащитной миролюбивой Финляндией.
Tags: ВВС, Великая Отечественная, Финляндия, Я так вижу
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments