slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

Categories:

ВВС 9-й армии. Хроника 30.11.39-11.01.40. Часть 5.


08 января 1940 года

Советское командование спешно стягивает в район Важенвары все имеющиеся под рукой боеспособные части и подразделения, чтобы не допустить вторжения финских частей на территорию СССР через Важенвару.

ВВС армии

Основной задачей ВВС было отслеживание передвижения войск противника, поскольку командование 9 армии оставалось в мучительном неведении относительно дальнейших планов финнов. Авиация получила приказ обеспечивать выход 44-й дивизии из окружения (хотя практически ничего сделать для этого уже было нельзя), а так же «запереть» границу, уничтожая ударами с воздуха финские войска в районе Вуоккиярви и Суомуссалми. В числе задач ВВС значилась даже такая «экзотика», как уничтожение с воздуха брошенной военной техники. Однако из-за сильной облачности ни один из девяти вылетавших с 10 до 14 часов на поиск и уничтожение противника СБ не смог выполнить задачу. Зато в Ухту с мест вынужденных посадок вернулись еще два бомбардировщика.

АГ Симоненко

Истребители в течение дня выполнили четырнадцать самолетовылетов, еще пять И-15бис находились на дежурстве на земле, готовые по первому сигналу вылететь на штурмовку. Звенья и пары «бисов» вели разведку вдоль дорог, расходящихся от Суомуссалми, однако из-за очень трудных погодных условий (высота облачности от 50 до 250 метров, видимость 1-3 километра) большинство экипажей либо не выполнили задание, либо выполнили его не полностью. Например, пара в составе лейтенанта Пермякова и младшего лейтенанта Распертова должна была разведать дорогу Суомуссалми – Хюрюнсалми, но смогла достичь лишь озера Киантаярви, где из-за низкой облачности (всего 25 м) была вынуждена развернуться и пойти назад. Однако Пермяков решил не везти бомбы домой «… имея желание разбомбить по пути обратно хутор, где я был обстрелян 29.12.39, что и было сделано. Сбросили 6 бомб, я 4 и ведомый Распертов 2 бомбы, результатов бомбометания не видели вследствие плохой видимости». Звено под командованием старшего лейтенанта Елютина вернулось, так как все самолеты обледенели при полете под облаками на высоте 50 метров. Р-5 Авиагруппы начали готовиться к своим прямым обязанностям – корректировке артогня, для чего пара самолетов вылетала для испытаний радиостанций в воздухе.

АГ Филина

В течение дня истребители выполнили 4 вылета на разведку и атаку противника. Разведка принесла хотя и ожидаемые, но от этого не менее неприятные известия. На высоте в 6 километрах юго-западнее Курсу летчики обнаружили восемь больших палаток, а так же было замечено движение групп пехоты противника по направлению к высоте. Финны явно накапливали силы на флангах 122-й стрелковой дивизии, глубоко охватывая её. Перед командованием 9 армии вновь замаячил только что пережитый кошмар поражения дивизий 47-го стрелкового корпуса. Вечером 8 января Боевой приказ № 8 штаба АГ Филина поставил перед эскадрильями группы задачу выделить по два звена для атаки противника на означенной выше высоте, еще два звена должны были вести разведку дорог западнее и севернее расположения дивизии.

09 января 1940 года

ВВС армии

Из-за плохой погоды авиация бездействует. Один СБ, вылетевший на разведку в район Суомуссалми, на маршруте встретив низкую облачность и снегопад, вернулся обратно.

С мест вынужденных посадок вернулись еще четыре СБ, по паре из 41-го и 80-го полков. В тот же день из Бессовца в состав 9-й армии прибыла четверка ТБ-3 3 тбап. Во время перелета у одного из тяжелых бомбардировщиков отказал один мотор, и он пошел на посадку в Подужемье. Несмотря на ограниченные размеры посадочной площадки, пилот бомбардировщика блестяще справился с задачей. Остальная группа спустя 40 минут, в 14.50, благополучно села в Ухте.

АГ Симоненко

Самолеты авиагруппы продолжали атаковать противника восточнее Суомуссалми, а так же перед фронтом 163-й дивизии. Боевая работа начались в 9.50 вылетом на разведку двух пар И-15бис и одного Р-5. Истребители в 10.40 вернулись назад, не выполнив задачу, поскольку земля была закрыта туманом. Р-5 на аэродром не вернулся, однако вскоре стало известно, что в 10.30 разведчик вынужденно сел на залив Ая-губа в 6 километрах юго-восточнее Войницы из-за возникшего пожара двигателя. Летчики быстро самостоятельно потушили самолет, практически не пострадавший от пожара.

Тем не менее, вылеты летчиков авиагруппы на этом не прекратились. До 15.20 было выполнено еще восемь вылетов И-15бис, в ходе которых были атакованы небольшие группы пехоты и обозы в районе дороги Раате, а так же окопы в районе озера Тормуанярви перед позициями 163-й дивизии. Всего истребителями было сброшено 36 осколочных бомб и расстреляно 2870 патронов.

В тот же день авиагруппа была переформирована в 152-й истребительный авиаполк. Управление полка было сформировано 30 декабря в Москве и уже 2 января отбыло на фронт в состав ВВС 9 армии. Командиром полка назначался майор Кондрат. Рычагов распорядился направить управление полка на центральное направление и подчинить ему эскадрильи авиагруппы 47-го корпуса. При этом майор Кондрат был переведен на должность инспектора по технике пилотирования ВВС 9 армии, а командиром полка назначался майор Симоненко. Решение это было вполне оправдано тем, что Симоненко уже около месяца командовал предназначенными полку эскадрильями, знал личный состав и имел соответствующий опыт ведения боевых действий в достаточно специфичных местных условиях. Военкомом 152 иап назначался старший политрук Б.П. Любимов. По сути, Авиагруппа 47-го корпуса трансформировалась в 152 иап, сохранив при этом свой статус и подчиненность, то есть полк продолжал действовать в интересах корпуса и в оперативном подчинении командира корпуса. От Рычагова полк получал лишь общие задачи на определенный период или какие-либо специальные, единичные задания.

Боевой состав 152 иап по состоянию на 10 января 1940 года (аэродром Войница).

Подразделение

Тип самолета

Количество

Примечания

Самолеты

исправно/

не исправно

Летчики

всего/ночники

Летнабы

Штаб

--

--

4/3

8

1 иаэ

И-15бис

11/0

11/3

--

Бывшая 1 аэ 72 сап

2 иаэ*

И-15бис

6/0

6/1

--

Бывшая 4 аэ 19 иап

18 као

Р-5

3/2

7/5

6

Еще один Р-5 на в/п

* Учтены только самолеты, находящиеся в Войнице. Часть истребителей эскадрильи находились в Ухте в распоряжении начальника местного авиагарнизона.

АГ Филина

Из восемнадцати запланированных на этот день вылетов удалось осуществить лишь восемь: вылет пары на разведку, которую пришлось прервать на полпути, и налет двух звеньев 3-й эскадрильи под командованием комэска капитана Веклича и его заместителя лейтенанта Савченко на высоту. При этом пилоты не смогли даже обстрелять противника, ограничившись сбросом бомб, поскольку облачность не позволяла истребителям пикировать для обстрела цели. Летчики, тем не менее, отметили, что противник продолжает укрепляться на высотах. Непосредственно перед началом атаки правый ведомый звена Савченко младший лейтенант И.А. Зудин неожиданно нырнул в облака и больше не появлялся. Летчики покружили в районе высоты, но Зудина не нашли. Судьба пропавшего пилота оказалась весьма загадочной. Уже после окончания войны в районе Кусамо (т.е. более чем в сотне километров к югу от района цели!) всего в 300 метрах от границы финскими пограничниками был обнаружен совершивший посадку истребитель И-15бис, в кабине которого находилось тело Зудина с прострелянным виском. Сам ли летчик покончил с собой, либо был застрелен – не известно.

Несмотря на то, что самолеты авиагруппы поднимались в воздух почти каждый день, к 9 января они совершили всего 81 самолетовылет, в том числе пять ДБ-3. Это составляло по 3-4 вылета на каждый имеющийся в наличии в Мяркяярви самолет – не слишком «густо» для почти трех недель боевой работы. Главным ограничителем активности группы в начале января стала погода, за это время истребителям удавалось выполнять от двух до семи вылетов в день, причем зачастую летчикам приходилось возвращаться, не до конца выполнив поставленную задачу.

На аэродром Африканда начали прибывать первые бомбардировщики ДБ-3 из состава 1 аэ 80 сап. Из пары вылетевших из Архангельска самолетов один совершил вынужденную посадку в Апатитах, а второй благополучно добрался до Африканды. Практически одновременно с появлением в составе ВВС 9 армии 152 иап, туда прибыло управление 145-го истребительного авиаполка, ставшего в последствии 19-м гвардейским. Управление полка, было сформировано в Москве 29 декабря 1939 года. Почти сразу его направили в распоряжение командующего ВВС 9 армии, по просьбе которого командиром полка назначался инспектор по технике пилотирования 54 авиабригады 30-тилетний капитан Владимир Николаевич Штофф. Любопытным моментом в биографии этого человека была приписка «из бывших дворян», не помешавшая не только военной карьере летчика (в рядах РККА он находился с 1927 года), но и вступлению в партию в том самом роковом 1937 году. Военком полка так же назначался на месте. Им стал старший политрук А.А. Ионин. Окончательно формирование полка завершилось к 17 января.

В отличие от авиагруппы Симоненко, авиагруппа Филина с появлением управления 145 иап свое существование не прекратила. Управлением полка были объединены только 1 и 3 аэ 38 иап (в дальнейшем полк должен был получить еще и две эскадрильи И-16 из 20 иап), бомбардировщики ДБ-3 полку не подчинялись, а общее руководство авиацией, действующей на северном фланге 9-й армии, по-прежнему осуществлялось полковником Филиным и его штабом. По состоянию на 9 января в состав подчиненных ему сил входили 16 исправных и 4 неисправных И-15бис в Маркяярви, три исправных и один неисправный И-15бис, а так же три исправных и один поломанный ДБ-3 в Африканде. На местах вынужденных посадок находилась еще пара И-15бис.

10-11 января 1940 года.

Опасаясь повторения разгрома 44-й дивизии, Ставка Главного Командования дала разрешение на временный, до подхода 88-й стрелковой дивизии, отход 122-й дивизии на восток, в район Мяркяярви.

Вследствие плохой погоды авиация армии не летает, за исключением отдельных вылетов на разведку погоды. По приказу начальника штаба ВВС армии комбрига Юсупова, 11 января из Ухты вылетела пара У-2 9 оао связи. При полете в сложных метеоусловиях экипажи потеряли ориентировку и в результате сели на территории противника на озеро Саунаярви в районе Кухмо. Летчики, лейтенанты Н.Н. Сидякин, Р.А. Бундак и В.П. Иванов, успели сжечь свои самолеты, прежде их обнаружили и взяли в плен финские пехотинцы.


Tags: ВВС, Зимняя война
Subscribe

  • Текучка

    Обновил список моих наиболее содержательных постов в разделе "содержание ЖЖ". Оказывается не делал этого больше года... В принципе сам…

  • ВСЕМ ПРИВЕТ!

    Меня зовут Киселев Олег Николаевич, я историк по образованию, хотя исторические исследования не являются основным моим полем деятельности. На жизнь я…

  • Подстава

    Я вообще стараюсь не давать моральных оценок поступкам людей на войне, хрен знает, как сам себя поведешь, окажись в такой ситуации. Но иногда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments