slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

"Коллективный ас" финской войны. Часть 1

Не покидает меня порой ощущение, что занимаюсь я какой-то фигней. Пишу про каких-то людей, которых через лет десять не вспомнят как и зовут - Солонин, Мединский, а то и вообще клоуны какие-то... И вот решил я исправиться и небольшую статейку про действительно настоящих людей написать, про которых мало кто знает, а ведь они этого вполне достойны. Я говорю про результативных советских летчиков-истребителей "зимней войны". Если получится, попробую цикл таких статей сделать. Эта конкретно посвящена летчикам 49-го иап И.С. Савушкину и С.Т. Горюнову. Правда для тех, кто читал цикл моих статей в "Истории Авиаиции", посвященных действиям истребителей И-16 в советско-финляндской войне, большинство изложенного ниже новостью не будет. Но много ли людей "Историю Авиации" читает?
Хочу выразить благодарность Михаилу Быкову и Михаилу Тимину за предоставленную информацию.



В 1910 году в деревне Ходынкино Рязанской губернии в семье Степана Савушкина родился мальчик, которого назвали Иваном. Может в честь деда, может просто так, по старинной русской традиции. О детских годах Вани Савушкина ничего доподлинно не известно, однако, вряд ли они были сытыми и безоблачными, учитывая пришедшиеся на это время три революции в России, Мировую и Гражданскую войны. Молодые годы Ивана Савушкина, надо полагать, тоже принципиально не отличались от жизни миллионов его сверстников в Советском Союзе. В 1926-м Иван вступил в комсомол, в 1931 году он закончил профтехшколу в Рязани, получив специальность слесарь. Но как и многих, Ивана поразила любовь к тогда еще не менее молодой и романтичной сфере деятельности человека – полетам.
Летом 1932 года 22-летний комсомолец Иван Савушкин вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и был направлен на учебу в основанную в 1922 году 2-ю Борисоглебскую военную школу летчиков им. Осавиахима, одним из первых выпускников которой был легендарный Валерий Павлович Чкалов. Спустя немногим менее полутора лет, в сентябре 1933-го, новоиспеченный пилот Савушкин был зачислен в состав 1-й легкоштурмовой эскадрильи, а в марте следующего года переведен в 22-я легкую штурмовую эскадрилью ВВС Ленинградского военного округа. В том же году Иван окончил курсы инструкторов слепых полетов и уже 1 октября 1934 года назначается командиром звена своей эскадрильи.




И.С. Савушкин

Между тем, как известно, в начале 1938 года в советских ВВС началась реорганизация, в ходе которой авиация переводилась на новую организационную структуру. На смену эскадрилье, как основной организационной единице ВВС, имевшей статус войсковой части, пришел авиационный полк. На базе 22-й эскадрильи был развернут 9-й легкий штурмовой авиаполк, в 1-й эскадрилье которого звеном командовал Иван Савушкин, в конце мая 1938-го года получивший звание старший лейтенант. Реформа подразумевала не только организационные изменения, но и значительный количественно-качественный рост ВВС. На смену тихоходным и неуклюжим разведчикам, легким бомбардировщикам и штурмовикам семейства Р-5 в качестве основной ударной силы все в больших количествах приходили скоростные двухмоторные бомбардировщики СБ. В этих условиях значение и вес легкой штурмовой авиации в составе советских ВВС начали резко падать, экипажи Р-5 в массовом порядке начинали осваивать двухмоторные бомбардировщики. Но Иван Савушкин выбрал для себя другую дорогу и весной 1939 года был переведен на должность командира звена 2-й эскадрильи 49-го отдельного истребительного авиаполка, базировавшегося на аэродроме Кресты неподалеку от Пскова.
Формирование 49-го истребительного авиаполка началось еще в марте 1938 года на базе 55-й истребительной эскадрильи. Первое время полком командовал летчик-орденоносец, участник боев в Испании майор И.Г. Девотченко, однако испанский опыт мало помогал в налаживании жизни и боевой учебы новоиспеченного полка. Справедливости ради надо отметить, что львиная доля новой матчасти и личного состава, поступавшего в распоряжение командующего ВВС Ленинградского Военного округа, шла на скорейшее укомплектование и развертывание авиаполков 54-й истребительной авиабригады, отвечавшей за ПВО Ленинграда. В этой связи 49-й иап получал летчиков и самолеты фактически по «остаточному» признаку, и только к концу января 1939 года, наконец, удалось сформировать все четыре положенных по штату полку эскадрильи. На боеготовность полка серьезно влияло не только наличие большого количества молодого летного состава, но и постоянная чехарда с перевооружением эскадрилий на новую матчасть. Так 1-я эскадрилья с марта 1938-го по май 1939-го сменила три типа истребителей – сначала ИП-1, затем И-16 и, наконец, И-15бис. 2-я эскадрилья, куда попал Иван Савушкин, с ИП-1 в конце 1938 года переучилась на И-16 тип 5.


С.Т. Горюнов

Принявший в феврале 1939 года 49-й иап майор М.А. Будаев так характеризовал вверенную ему часть: «Полк только что сформировался, личный состав молодой, материальная часть только что прибыла, сборку производили сами, дисциплина в полку слабая». В целом его оценку подтвердила и побывавшая в полку в марте того же года комиссия УВВС РККА во главе с Я.В. Смушкевичем, констатировавшая, что полк за прошедший с начала формирования год смог лишь подготовиться «к развертыванию боевой учебы». В этой связи новый комполка, безусловно, был рад любому пополнению в рядах более-менее опытных пилотов своего полка, пусть даже и без «истребительного» прошлого, но с хорошим летным стажем. И Иван Степанович Савушкин с шестью годами службы в авиации за плечами пришелся тут вполне «ко двору». Впрочем, помимо Савушкина в полку были и другие опытные пилоты, в частности 2-й эскадрильей командовал орденоносец капитан Николай Андреевич Сизов, окончивший школу пилотов еще в 1930-м году, а военкомом эскадрильи был капитан Иван Андреевич Лавренчук, который к началу декабря 1939-го только на истребителях И-16 успел налетать более 400 часов. В силу этих причин Иван Савушкин, как опытный, но не «профильный» летчик занял в эскадрилье всё ту же должность командира звена. К концу лета 1939-го года старший лейтенант Иван Степанович Савушкин вполне освоился с новой для себя ролью летчика-истребителя и без особых приключений освоил очень строгий в пилотировании «ишачок». Потихоньку подрастали и молодые кадры эскадрильи.
Младший лейтенант Сергей Горюнов был одним их первых «желторотиков», прибывших в полк осенью 1938 года. Сергей родился 28 сентября 1918 года в деревне Бакуша Судогодского района Ивановской области. В «гражданской жизни» за его плечами остались оконченная «семилетка» и фабрично-заводское училище, где Сергей освоил премудрости профессии токаря.  А дальше, как и Ивана Савушкина, молодого парня позвало небо. Осенью 1938-го новоиспеченный младший лейтенант Горюнов, только что окончивший всё ту же Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу, прибыл для прохождения службы во 2-ю эскадрилью 49-го истребительного авиаполка. Молодой пилот, судя по всему, неплохо зарекомендовал себя, поскольку уже в августе 1939-го был назначен на должность командира звена.
Бурные события лета-осени 1939-го, связанные с военным конфликтом в районе реки Халхин-Гол и «освободительным походом» Красной Армии в Польшу, прошли мимо летчиков 49-го иап, хотя истребительную авиацию ВВС Ленинградского военного округа, в состав которой входил 49-й иап, «подчистили» основательно. Но вот участия в очередной военной кампании Красной Армии поздней осенью 1939-го подчиненным Будаева избежать не пришлось. Неуступчивость финского руководства на переговорах осенью 1939 года привела к тому, что советское правительство решило добиваться своих целей вооруженным путем. 15 ноября 49-й полк получил приказ начать перебазирование на аэродром Нурмолицы, расположенный в 10 километрах севернее города Олонец в приладожской Карелии – ближайшем к финской границе из имевшихся здесь советских аэродромов. Вместе с 72-м смешанным и 18-м скоростным бомбардировочными полками, 49-й иап должен был обеспечить воздушную поддержку частям советской 8-й армии, готовившейся ударом в обход Ладожского озера поддержать наступление советских войск на Карельском перешейке. К этому моменту 2-я и 4-я эскадрильи частично были перевооружены на более современные модификации «ишачка» – И-16 тип 10, 1-я эскадрилья осваивала новые истребители И-153, 3-я летала на И-15бис. Кроме того, из сверхштатного летного состава и оставшихся после перевооружения 1-й эскадрильи И-15бис в полку была сформирована 5-я эскадрилья.
Противник у 49-го иап был явно не из разряда сильных. Действия противостоящего 8-й армии финского IV-го армейского корпуса в составе двух дивизий должна была поддерживать всего одна эскадрилья из состава 1-го авиаполка ВВС Финляндии – LLv 16, оснащенная смесью из устаревших громоздких и тихоходных разведчиков и легких бомбардировщиков «Райпон» и не менее устаревших и неуклюжих бомбардировщиков «Юнкерс» К.43, насчитывающая в общей сложности дюжину самолетов. Правда весомым дополнением к разведывательным возможностям 16-й эскадрильи был 4-й авиаполк ВВС Финляндии, имевший на вооружении семнадцать современных скоростных двухмоторных бомбардировщиков «Бленхейм» Mk.I, перед которым была поставлена задача вести разведку и атаковать цели в районе действия советских 8-й и 9-й армий, т.е. в приладожье и северной Финляндии.

ОКОНЧАНИЕ
Tags: ВВС, Зимняя война, Люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment