slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

Categories:

Маленькие странности финского учета-2

Я всегда всем говорю, что финские историки в принципе мало что скрывают, но иногда некоторые из них подают информацию так, что разобрать что и как было на самом деле весьма затруднительно. Об исчезающих и появляющихся самолетах финских ВВС на примере одной эскадрильи мы уже говорили как-то раньше. А в процессе написания заметки про финские «Харрикейны» наткнулся на еще один любопытный момент, хотя, в общем, из той же серии.


Итак, берем три книги фактически одного и того же автора, но разных лет выпуска:
Книга 1. Stenman K. Fokker-Laivue. Lentolaivue 30 sodassa. – Helsinki: 2015
Книга 2. Keskinen K., Stenman K. Suomien ilmavoimat. Osa III. 1941. – Porvoo: 2007
Книга 3. Keskinen K., Stenman K., Niska K. Suomen ilmavoimien historia. Osa 12. Englantilaiset hävittäjät – Forsa: 1985

В книге №3 на стр. 75 мы видим короткую историю всех финских «Харрикейнов»:

Несложно заметить, что, согласно этим историям, к 22 июня 1941 года в 30-й эскадрилье ВВС Финляндии должно было быть 9 «Харрикейнов», так как два финны угробили при перелете в Финляндию и еще один – летом 1940 года. Остальные же еще в августе 1940 были переданы в LLv 30 и никуда оттуда не исчезали.

Зафиксировали. Однако в той же книжке на странице 68 сказано, что на 22 июня в Пори в составе 1./LLv 30 было только пять «Харрикейнов», остальные куда-то делись, видимо, хотя индивидуальная история машин про это ни слова. Ни передачи в другие части, ни отправки на завод или склад. Далее 23 июня 1./LLv 30 перелетает в Холлола, и книжка №2 на стр. 22 сообщает нам, что в Холлола все также же прибыло пять «Харрикейнов» и по состоянию на 25 июня их ровно столько.

Однако книжка №1 дает нам уже полный состав звена с номерами машин по состоянию на 25 июня. «Харрикейнов» стало семь, отсутствуют №НС453 и НС460.

И тут мы возвращаемся к книжке №3 и смотрим, что же приключилось с ними. А оказывается, НС453 разбился при взлете 25.06.41 с аэродрома… Холлола. Т.е. он там был и был потерян! Почему же его тогда в списках нет? Да и потеря его упоминается только в этой самом "посамолетоной" истории, даже в книге про 30-ю эскадрилью (книжка №1) про потерю "Харрикейна" и аварию еще одного нет ни слова.

НС460 вообще непонятно. Его история настолько уныла, что я полагаю, его сразу же задействовали как «донора» запчастей для других «Харрикейнов», а в августе вывели из состава эскадрильи и передали на завод в том же качестве. Но потом, по мере появления запчастей с битых «Харрикейнов», НС460 восстановили и в ноябре 1942 все ж таки отправили на фронт. Косвенно об этом свидетельствует и могучий налет этой машины за время службы – около 58 часов, тогда как у остальных уцелевших машин налет начинался от 164 часов.

Про "фоккеры" (которые с номером FR-), кстати, в книжке №2 сказано, что на 25 июня их 12 во 2 звене и 6 в 3-м... Сами посчитаете?
Ну вот как-то так.
Tags: ВВС, Великая Отечественная, Финляндия, Я так вижу
Subscribe

  • Опрос закрыт, спасибо всем поучаствовавшим.

    Спасибо всем поучаствовавшим в голосовании. Ну раз как минимум 60 людям это нужно - продолжаем вести ЖЖ. Ну и вот вам учения финской пехоты с…

  • Вопрос 🤔

    Друзья, не сочтите за труд нажать нужную кнопочку. Имеет ли мне смысл продолжать сюда выкладывать мои посты по "зимней войне" из ФБ или большинство…

  • Таланты и поклонники.

    Уже больше полутора лет назад вышел наш с Михаилом Тиминым ролик про книгу Солонина "25 июня". И с какого то момента прям косяками пошли в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments