slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

Categories:

53 ДБАП в "Зимней войне"

Опять для wlad_ladygin

19.12.39
Первый вылет полка. Для выполнения боевого задания совместно с 33 ДБ-3 6 дбап вылетали шесть бомбардировщиков полка во главе с командиром полковником С.С. Александровым. По цели – станции Пюхяярви отбомбились два ДБ-3 (Н-5000 м, сброшено 20 ФАБ-50), остальные вернулись с бомбами.
21.12.39
1 эскадрилья:
4 ДБ-3 полка бомбили в 11.53 ст. Хонканиеми, Н-6000 м, сброено 14 ФАБ-100, 20 ФАБ-50
2-я эскадрилья
3 ДБ-3 в 12.15 бомбили ст. Пилпулья, Н-6000 м, сброшено 30 ФАБ-50 и 2 агитбомбы. Наблюдали прямые попадания в здания. В 12.17 атакованы шестью истребителями противника, одномоторные монопланы. Потерь нет.
6 ДБ-3 вернулись от входных ворот из-за низкой облачности, сели на аэродром с бомбами.
3-я эскадрилья
6 ДБ-3 в 14.40 бомбили аэродром Суур-Мерийоки. Сбросили с высоты 5500 метров по цели 8 ФАБ-100, 60 ФАБ-50 и 4 агитбомбы. Бомбы попали по нгарам и аэродромным сооружениям. При подходе к цели наблюдали взлет истребителей противника, атакованы 9 Д.21, атака отбита.
4-я и 5-я эскадрильи.
13 ДБ-3 бомбили ст. Сяйние с высоты 5500 метров, сброшено 14 ФАБ-100, 130 ФАБ-50, 8 агитбомб. Цель поражена. Во время атаки 4 ДБ-3 4-й эскадрильи атакованы истребителями противника, в результате ДБ-3 лейтенанта Кузьмина врезался в хвост бомбардировщика комэска майора В.Ф. Дрянина. ДБ-3 комэска упал в районе станции Лейпясуо, найден в 2006 году. Штурман ст. л-нт Денисенко Д.А. и стрелок-радист Карпов В.Ф. погибли, пилот, комэск майор В.Ф. Дрянин, выпрыгнул с парашютом и смог выбраться к своим через линию фронта. Бомбардировщик Кузьмина смог благополучно добраться до своей территории.
25.12.39
Из-за плохой погоды вылетело только шесть из 33 боеготовых ДБ-3, но задание выполнить не смогли. При посадке два ДБ-3 были разбиты, экипажи уцелели.
26.12.39
С аэродрома Крестцы полк переброшен в Кречевицы.
29.12.39
12 ДБ-3 вылетали для бомбардировки Тампере. На маршруте встретили густую облачность, 9 ДБ-3 во главе с комполка Александровым вернулись назад с бомбами, три бомбардировщика продолжили полет над облаками и в 14.15 сбросили бомбы в просвет облаков на станцию Кулью с высоты 4000 метров (30 ФАБ-100, 12 ЗАБ-50)
31.12.39
53 дбап к 9.45 в составе 28 ДБ-3 готов к боевой работе. Густая дымка и снежная пыль допускала вылет одного самолета с интервалом 2-3 минуты. К 11.45 успели взлететь 15 ДБ-3 6 дбап, дальнейший вылет был прекращен. (15 ДБ-3 6 дбап бомбили Ювяскюля, при возвращении на вынужденных посадках разбито два ДБ-3, погиб один летчик)
6.01.40
Началось перебазирование 53 дбап в Эстонию на аэродром Куусику в состав Особой авиабригады под командованием Г.П. Кравченко. К 14.45 на аэродроме сел первый эшелон в составе 17 ДБ-3 полка.
7.01.40.
В 15.45 в Куусику прибыл второй эшелон в составе 17 ДБ-3, еще три бомбардировщика до нового места назначения не добрались из-за потери ориентировки. Один бомбардировщик вынужденно сел на аэродроме Смуравьево под Гдовом, а два других разбились при попытке сесть на озеро Самро. Один из экипажей полностью погиб, включая двоих летевших с ним техников (К-н Захаров И.И., к-н Титов И.М., ст-на Торловский И.К., ст-на Чуранов Н.С., в/т 2 р. Панкратов В.В.), второй экипаж с тяжелыми травмами доставлен в больницу Гдова.
9.01.40
В 11.16 начали взлет ДБ-3. Первая группа в составе 10 ДБ-3 взяла курс на Васу, но не смогла дойти даже до запасной цели. В результате в 13.00 с высоты 5000 метров самолеты высыпали свой груз (12 ФАБ-100, 80 ФАБ-80, 32 ЗАБ-50) на подвернувшуюся под руку станцию Тампере. Следом вылетели восемь ДБ-3, которые попыталась прорваться к Турку, но в итоге с 4000 м отбомбилась по запасной цели – станции Сало, засыпав её 50-киллограмовыми фугасными и зажигательными бомбами общим числом 112 штук. К 16.40 шестнадцать ДБ-3 сели на своих аэродромах. Не хватало экипажей командира эскадрильи Сурова и командира звена Щербакова. Зато в Куусику прилетели из СССР еще пять ДБ-3.
На следующий день выяснилось, что оба пропавших экипажа заблудились и сели в Латвии. Щербаков благополучно посадил свой ДБ-3 в районе Айнажи, деревни на побережье на границе Латвии и Эстонии, а Суров разбил самолет при вынужденной посадке в 50 километрах восточнее Риги у Юдажи. Сидевший на вынужденной посадке в Латвии ДБ-3 Щербакова 11 января вылетел в Куусику, но аэродром был закрыт облачностью. Щербаков полетел на восток и вновь совершил вынужденную посадку, на сей раз на поле у железнодорожного узла Лелле в Эстонии, в 60 километрах юго-восточнее Таллинна. Посадка снова прошла удачно.
12.01.40
12 ДБ-3 совершили налет на Ханко, вызвав пожар в порту. Особенно стоит выделить дальний рейд девятки ДБ-3 5 аэ 53 ДБАП на порт и ж.д. узел Ваза. Чтобы достичь цели, бомбардировщики несли минимальную нагрузку (в общей сложности 80 ФАБ-50 и 32 ЗАБ-50). Сложности возникли уже на обратном пути: командир эскадрильи майор Алексеев сбился с курса и совершил вынужденную посадку в районе Петрозаводска, а экипаж ст. л-нта Н.Ф. Приходько пропал без вести. Этот ДБ-3 совершил посадку в районе Корпиярви на финской территории, Приходько застрелился, а штурман ст. л-нт П.И. Перескок и стрелок старшина И.Ф. Косторов попали в плен. Судя по финским данным, на допросе они заявили, что их самолет заблудился при перелете из Москвы в Петрозаводск. ДБ-3 летчика Курочка вынуждено сел у мызы Авия (30 км ю.в. Вильянди, Эстония). Самолет разбит, экипаж цел.
Статистика вылетов полка за день:
Ханко: 12 ДБ-3 11.58 Н-4200. Порт и ст. горят. 102 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 4 ЗАБ-50.
Сало: 3 ДБ-3 13.13 Н-6000. 20 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 4 ЗАБ-50
Карис: 6 ДБ-3 15.15 Н-3000. 60 ФАБ-100
Пори: 3 ДБ-3 15.15 Н-6000. 20 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 7 ЗАБ-50. Порт и ж/д узел.
Ст. Вилкиля: 1 ДБ-3 13.10 Н-7600. 10 ФАБ-100, 2 ЗАБ-50.
Ваза (порт): 9 ДБ-3 14.10 Н-3500. 80 ФАБ-50, 32 ЗАБ-50
Ст. Переля: 2 ДБ-3 14.30 Н-6000. 20 ФАБ-100, 9 ЗАБ-50
Перегон Ханко-Карис: 1 ДБ-3. 13.30 Н-6000. 10 ФАБ-50.
3 ДБ-3 вернулись из-за неисправности матчасти. Один сел с бомбами, два – сбросили бомбы в залив.
13.01.40
53 ДБАП совершил два налета. 13 ДБ-3 бомбили ж.д. узел Тампере, вызвав в городе многочисленные пожары. Над целью бомбардировщики были атакованы «белым монопланом с убирающимся шасси», который был сбит стрелком-радистом Драбецким. Вероятно, это была первая встреча с истребителями Фиат G.50, пара которых поступила в Финляндию в декабре. Фиаты пока находились в распоряжении испытательного звена авиазаводе в Тампере (KoeLentue – KoeL). Истребители несли итальянский «песчаный» камуфляж, который в горячке боя вполне могли принять за белый.
Второй налет был произведен на ж.д. узел Лахти. 12 ДБ-3 с высоты 3700 м сбросили на цель 94 ФАБ-100 и 25 ЗАБ-50. По докладу пилотов цель была поражена. Еще один ДБ-3 сбросил бомбы на ж.д. узел Карис. Эту же цель атаковали с пикирования 48 И-153 38 ИАП.
14.01.40
28 ДБ-3 53 ДБАП совершили очередной рейд на Вазу. С высоты 3000 м на город было сброшено 250 ФАБ-100 и 74 ЗАБ-50. Согласно данным иностранной прессы, именно Вазе был принесен наибольший ущерб от бомбардировок в этот день. От многочисленных пожаров, возникших в результате бомбардировок, погибло большое число жителей города. Уже на обратном пути бомбардировщики были атакованы звеном истребителей противника, поднятых на перехват. В бою стрелок-радист Шевченко сбил один истребитель противника. Еще один ДБ-3 сбросил бомбы на Ханко.
15.01.40
53 ДБАП небольшими группами атаковал цели на юго-западном побережье Финляндии. Девять ДБ-3 сбросили бомбы на ж.д. узел Турку и острова юго-западнее города, две пары ДБ-3 бомбили станции Сварто и Карис, а еще одна девятка бомбила перегон Лойма – Юнайа. После этого вылета один ДБ-3, предположительно из-за отказа двигателя, потерпел катастрофу в 20 км севернее эстонского города Рапля. Летчик ст. л-нт Фомин и штурман к-н Демин погибли, стрелок-радист Белоусов получил ранение.
18.01.40
Плохая погода. Два ДБ-3 сбросили бомбы на Ханко, а еще три ДБ-3 на Киман (вероятно небольшой населенный пункт Чимиту) в 35 км северо-западнее Ханко. В обоих случаях результаты бомбометания не наблюдались.
20.01.40
53 ДБАП совершил налет силами 11 ДБ-3 на Турку. Очередная попытка «Бульдогов» перехватить бомбардировщики снова закончилась ничем, кроме того стрелки-радисты заявили об уничтожении одного истребителя из четырех атаковавших.
29.01.40
53 ДБАП предпринял два дальних рейда. 15 ДБ-3 бомбили порт и ж.д. узел Ньюстадт (не удалось найти такой город на финской карте, возможно, имеется в виду Якобстад в 82 км северо-западнее Ваасы). Бомбардировщики достигли цели и вернулись назад.
Вторая группа в составе 15 ДБ-3, ведомая капитаном Помазовским, вылетела для бомбардировки ж.д.узла Сейняйоки, расположенный в 327 км на север от Ханко. Один ДБ-3 сбросил бомбы по острову в 40 км юго-западнее Турку, а остальные достигли цели и отбомбились по ней. Но на обратном маршруте группа сбилась с маршрута и заблудилась. Пытаясь найти окно в облаках, группа рассыпалась и самолеты добирались назад на свой страх и риск.
Группа в составе Помазовского и летчиков Тимофеева, Стогниева и Горнова после долгого блуждания села на лед озера Хаухоллаярви, примерно в 20 км от Хаменлины, т.к. у Помазовского кончалось горючее. В это время над озером появились два поднятых по тревоге с аэродрома Парола устаревших истребителя Глостер «Геймкок» из учебной эскадрильи LLv 29 2-го авиаполка. Истребители обстреляли стоящие на льду самолеты. Убедившись, что они находятся на территории Финляндии, три ДБ-3 взяв на борт экипаж Помазовского взлетели и направились в сторону своей территории, предварительно, согласно докладу экипажей, сделав по оставленному на льду ДБ-3 Помазовского до 400 выстрелов. Однако это не помогло, и финны без труда вернули почти целый ДБ-3 в строй и еще до конца войны он был передан в морскую LLv 36, получив номер VP-101.

Тимофеев с Помазовским на борту совершил вынужденную посадку в районе Пярну в Эстонии. Горнов так же сел в Эстонии в районе порта Кунда, оба самолета были поломаны, но экипажи не пострадали. А вот мл. лейтенант Стогниев вполне благополучно сел на аэродроме в Красногвардейске.
Помимо Стогниева только двум экипажам удалось совершить посадку и не повредить самолеты: летчики Кузьмин и Клевцов удачно посадили свои ДБ-3 на неподготовленные площадки в Эстонии. Еще четыре экипажа сели вынужденно (три в Эстонии и один в районе Гдова), поломав при этом свои самолеты, а четыре бомбардировщика (экипажи летчиков Трутнева, Яндушева, Чайки и Сараева) пропали без вести. Два из них, согласно финским данным, были сбиты поднятыми по тревоге истребителями KoeL. Экипаж лейтенанта Яндушева попал в плен в полном составе, в плену оказались так же штурман из экипажа ст. л-нта Чайки л-нт Ушаков и стрелок-радист из экипажа к-на Трутнева старшина Даниленко. Погибли помощник командира 3-й эскадрильи капитан Н.С. Трутнев, штурман экипажа Трутнева капитан И.П. Иванов, старший лейтенант П.Т. Чайка и его стрелок-радист старшина Галанин Ф.М. погибли при попытке финнов задержать их, а экипаж старшего лейтенанта С.П. Сараева припал без вести в полном составе (штурман лейтенант Н.С. Шербаков и стрелок-радист старшина Крышинин Т.А.).
2.02.40
Бомбардировщики 53 ДБАП совершили крупный налет на ж/д узел и порт Пори. 20 ДБ-3 с высоты 3800 м сбросили на цели 198 ФАБ-100, 10 ЗАБ-50 и 24 АО-25. На обратном пути в районе Ханко самолеты были перехвачены четырьмя истребителями противника, в результате чего сбит ДБ-3 ст. л-нта С.Я. Рожкова. Экипаж выбросился на парашютах в районе о. Бенгштер, но больше о летчиках никто не слышал. Тело штурмана лейтенанта А.А. Мальчикова было выловлено в Финском заливе 7 августа 1940 г., Рожков и стрелок старшина М.А. Барнаков пропали без вести. Ответным огнем был сбит один истребитель.
13-14.02.40
13 февраля в состав 53 ДБАП прибыли 11 ДБ-3 из 11 ДБАП. 14 февраля в 53 ДБАП прибыли 53 летчика без самолетов из 8 ДБАП (Хабаровск).
17.02.40
53 ДБАП четырнадцатью бомбардировщиками нанес удар по Юлистаро, где, по мнению советского командования, находилось финское правительство. С высоты 3000 м на этот небольшой населенный пункт было сброшено 138 ФАБ-100 и 14 ЗАБ-50. Уже на обратном пути в районе Корпоо группа была перехвачена финскими истребителями, в результате чего на свой аэродром не вернулся ДБ-3 ст. л-нта А.П. Воробьева. Он и его экипаж (ст. л-нт М.Б. Афанасьев и старшина И.А. Кодацкий) стали жертвой лейтенанта Хюркки из LLv 28, летавшей на недавно полученных из Франции истребителях Моран-Сольнье M.S. 406C-1 и направленной защищать от налетов советской авиации южнее и юго-западные районы страны. Весь экипаж ДБ-3 погиб.
Еще одна девятка ДБ-3 бомбила порт Пори, сбросив на него 90 ФАБ-100. Из-за неблагоприятной погоды результатов бомбометания летчики не наблюдали.
18.02.40
Крупная сводная группа бомбардировщиков в составе 23 ДБ-3 53 дбап и 6 СБ 35 сбап бомбила станцию Лохья, сбросив на неё 6 ФАБ-500, 2 ФАБ-250, 250 ФАБ-100, 46 ФАБ-50 и 6 ЗАБ-50. Кроме того, станцию атаковала шестерка «Чаек» 38 ИАП. Уже традиционно несколько бомбардировщиков до цели не дошли и сбросили бомбы на другие объекты: пара СБ бомбила ст. Сольберг, пара ДБ-3 – ж/д перегон в р-не Карис, одиночные СБ сбросили бомбы на зенитную батарею на о. Флинтгрунд и ст. Хювинкя.
«Чайки» в количестве 47 машин сопровождали бомбардировщики до линии Сало-Рихимяки.
20.02.40
53 ДБАП силами 13 ДБ-3 с высоты 5000 м нанес удар по ж/д узлу Хаапамяки. На обратном пути бомбардировщики были перехвачены семеркой D.XXI, из которых, согласно данным полка, стрелками-радистами были сбиты шесть. Тем не менее, обратно на аэродром не вернулся ДБ-3 ст. л-нта Боева, сбитый парой Фоккеров. Все четыре члена экипажа – И.А. Боев, штурман лейтенант И.Н. Белокоз и воздушные стрелки лейтенант Н.Ф. Гробатов и старшина И.Н. Крошевников – погибли. Еще два летчика в бою получили ранения.
26.02.40
14 ДБ-3 53 ДБАП вновь совершили налет на «резиденцию финского правительства» в Юлистари,
29.02.40
Ж/д узел Хапамяки был атакован сводной группой из 41 бомбардировщика 7 и 53 ДБАП. С высоты 4500-5000 м на цель были сброшены 24 ФАБ-250, 330 ФАБ-100, и 46 ЗАБ-50. Согласно сведениям советской стороны, результат налета был оценен как «отличный». Кроме того, 4 ДБ-3 7 ДБАП бомбили Хамеенлину, а еще два бомбардировщика этого полка – ж/д пути в районе ст. Кеуру. ДБ-3 сопровождали 9 И-153 38 ИАП, которые оставили своих подопечных в р-не ст. Аккас.
2.03.40
Бомбардировщики Особой Авиабригады совершили мощный налет на ж/д узел и авиазавод в Тампере. В вылете приняли участие 43 СБ 35 СБАП, 25 ДБ-3 53 ДБАП и 36 ДБ-3 7 ДБАП в сопровождении 26 И-153 38 ИАП. Лидировал группу один СБ Управления бригады. На цели с высоты 3300-4800 м было сброшено рекордно большое количество бомб: 26 ФАБ-500, 20 ФАБ-250, 535 ФАБ-100, 126 ФАБ-50 и 104 ЗАБ-50. Результаты бомбометания были оценены как хорошие. В результате налета в городе 30 зданий были повреждены, а десять полностью уничтожены, существенный ущерб был нанесен железнодорожной станции и электрической сети города. Погибли 9 и были ранены 27 человек. В воздушном бою над целью финские истребители сбили два СБ 35 сбап.
11.03.40
В общей сложности 80 ДБ-3 7 и 53 ДБАП (47 и 33 соответственно) бомбили находившийся рядом с г. Коувола ж/д мост через р. Кюмань. На цель было сброшено 28 ФАБ-500, 125 ФАБ-250 и 210 ФАБ-100. В районе цели бомбардировщики подверглись сильному обстрелу зенитной артиллерией и были атакованы истребителями противника. 53 ДБАП ни потерь, ни побед не имел, а вот 7 ДБАП хотя и претендовал на две победы, сам потерял два бомбардировщика с экипажами. Мост разрушить не удалось.
Tags: ВВС, Зимняя война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments