slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

Category:

Боевой состав ВВС РККА в Зимней войне. Часть 1.

Начинаю публикацию еще одной из моих старых статей, посвященной боевому и численному составу советской авиации в ходе Зимней войны. Статья опять сравнительно большая, поэтому буду выкладывать кусками, чумаю части в три уложусь. Ссылок нет, уж извините. Снова придеться довольствоваться списком источников в конце работы. Впрочем, если что конкретно надо - спрашивайте.  


Боевой состав Военно-воздушных сил РККА
в ходе боевых действий против Финляндии зимой 1939-1940 гг.

 
Вспыхнувшая зимой 1939-1940 гг. советско-финская война стала первой, где Советский Союз действительно массово использовал авиацию для решения самых разнообразных боевых и вспомогательных задач.  К участию в боевых действиях  привлекались тринадцать управлений авиабригад, 58 авиаполков, а так же не менее шестнадцати отдельных авиационных эскадрилий и корпусных авиаотрядов только ВВС РККА. Кроме того, в войне участвовали ВВС Краснознамённого Балтийского Флота в составе трёх управлений авиабригад, четырех авиаполков и пятнадцати отдельных эскадрилий, авиаотрядов и авиагрупп, ВВС Северного Флота в составе двух авиаполков, а так же авиагруппы Гражданского Воздушного Флота, Главного Управления Северного Морского Пути, авиация погранвойск НКВД. Учитывая что, согласно докладу Наркома Обороны СССР К.Е. Ворошилова от 23 октября 1939 года, в составе ВВС РККА было 136 авиаполков, можно сделать вывод, что в войне с Финляндией было задействовано более трети всей авиации Красной Армии.
Говоря о степени готовности к войне Советского Союза, нельзя не отметить того обстоятельства, что вплоть до 1938 года Ленинградскому военному округу отводилось второстепенная роль, и выделять средства на развитие его инфраструктуры считалось нецелесообразным. Фактически до конца 30-х годов аэродромная сеть ЛВО не позволяла полноценно использовать ВВС на всей территории округа. Более-менее интенсивное аэродромное строительство началось только в 1938 году. К началу года в ЛВО имелось только двенадцать аэродромов расположенных главным образом вокруг самого Ленинграда, а так же в районе Гдова и Новгорода. На огромном пространстве между Мурманском и Петрозаводском аэродромов не было вообще.
Принятые меры позволили уже к маю 1938 года удвоить количество аэродромов. «Урожайным» на аэродромное строительство стал 1939 год. В этот год началась постройка сразу 69 аэродромов, из которых к концу года были фактически готовы шестьдесят. Из их числа 46 были построены в Ленинградской области, в том числе полностью закончилось создание аэродромной сети вокруг Ленинграда, еще по пять аэродромов было построено в Карелии и в Мурманской области, что позволило летом 1939 года открыть воздушное сообщение Ленинград – Мурманск.
Отдельной проблемой стали аэродромы Эстонии, переданные в распоряжение СССР по договору с этой страной, подписанному 5 октября 1939 года. Состояние этих «аэродромов» было таким, что их фактически пришлось отстраивать заново. Силами ЛВО к концу 1939 года удалось «вернуть к жизни» четыре аэродрома, правда произошло это уже после начала советско-финляндской войны. 
Несмотря на явные успехи в области аэродромного строительства, по общему мнению командиров многих соединений и объединений РККА, в том числе и ВВС, ситуация с аэродромами к началу войны оставалась крайне напряженной. Так, например, командарм 2-го ранга Г.М. Штерн, возглавлявший в ходе войны 8 армию, говорил, что «округ не был обеспечен необходимой сетью аэродромов… отставание в северном направлении в отношении аэродромов было слишком уж серьезным». В подтверждение сказанного Штерном можно привести ситуацию с аэродромной сетью к началу советско-финляндской войны в полосе 9-й армии, занимавшей 172 000 квадратных километров. Фактически единственным пригодным для базирования истребителей местом была посадочная площадка Чикша, имевшая размеры 150 на 800 метров. Еще два аэродрома, Африканда и Подужемье, располагались довольно глубоко в тылу армии (до 200 км от границы), и если Африканда могла быть использована для базирования бомбардировщиков, то Подужемье из-за малых размеров и удаленности от границы для ведения боевых действий был совершенно не пригоден.
Несмотря острый «аэродромный голод», во второй половине 30-х годов ВВС Ленинградского военного округа переживали достаточно бурный рост. В 1933-34 годах в их составе были сформированы две новые авиационные бригады: 250-я легкобомбардировочная, 243-я легкоштурмовая, в 1935 году – 1-я и 2-я тяжелые бомбардировочные, сведенные в 1-й тяжелый бомбардировочный авиакорпус (с 1936 года – 4-й тбак), а также 400-я истребительная авиабригада (с декабря 1935 – 111-я иабр), с получением в 1936 году первых скоростных бомбардировщиков СБ начато формирование 147-й скоростной бомбардировочной авиабригады. Помимо этого в составе ВВС округа было несколько отдельных эскадрилий, в том числе истребительных, авиационных отрядов и звеньев, а так же 3-я авиадесантная бригада. Таким образом, уже к середине 30-х годов ЛВО располагал довольно мощным ударным кулаком в виде крупного соединения тяжелых бомбардировщиков, и весьма неплохой тактической авиацией. Правда с комплектностью частей и соединений ситуация была не самая лучшая. Так, например, в 4-м авиакорпусе 1-я тбабр в 1936 году была укомплектована матчастью и личным составом на 57%, а 2-я тбабр – на 75-80%.
По состоянию на 1 февраля 1938 года в составе ВВС ЛВО было 705 экипажей, в том числе 130 летчиков-истребителей. Весной 1938 года ВВС ЛВО, как и вся авиация Красной Армии, начали переход на новую штатную структуру. На смену эскадрильям как основной организационной единице пришли полки, состоящие из 4-5 эскадрилий, правда уменьшенной численности. Управление авиационной бригады теперь объединяло, как правило, два-три авиаполка. Переход на полковую систему был связан с общим ростом численности ВВС, в авиации же ЛВО обернулся практически двукратным увеличением количества экипажей и самолетов уже к концу года. Так, например, до конца года в ЛВО было переформировано из истребительных эскадрилий и сформировано заново семь истребительных авиаполков. К ноябрю месяцу 1938 года число боеготовых летчиков-истребителей выросло до 265 экипажей, а количество самолетов в истребительных частях достигло 465.
Одновременно с переходом на новую организационную структуру в округ начала поступать современная авиационная техника, позволившая начать переход бомбардировочной авиации округа с ТБ-3 и Р-5 на скоростные бомбардировщики СБ. Так уже в июле 1938-го 24-й тяжелый бомбардировочный авиаполк был перевооружен на СБ и переформирован в скоростной бомбардировочный. Однако в целом этот процесс растянулся фактически до начала советско-финляндской войны, некоторые авиаполки ВВС ЛВО встретили войну, находясь в процессе освоения новой техники.
В подготовленном к 29 октября 1939 года командующим войскам ЛВО командармом 1-го ранта К.А. Мерецковым «Плане разгрома сухопутных и морских сил Финляндии», опираясь на собственные силы, округ был готов задействовать для поддержки сухопутных войск 1285 боевых самолетов, в том числе 380 скоростных, 80 легких, 66 тяжелых и 22 дальних бомбардировщика, 803 истребителя, 24 разведчика и 10 корректировщиков. Авиацию округа должны были дополнить ВВС Краснознаменного Балтийского флота в составе 296 боевых самолетов, в том числе 36 скоростных и 40 дальних бомбардировщиков, 150 истребителей и 70 гидросамолетов МБР-2. Всего для участия в операции был запланирован 1581 боевой самолет. Организационно эти силы были разделены на несколько группировок:
  1. ВВС КБФ в составе 1-го минно-торпедного, 57-го скоростного бомбардировочного, 5-го и 13-го истребительных авиаполков, а также 11-й, 12-й и 13-й истребительных эскадрилий и нескольких морских разведывательных эскадрилий.
  2. ВВС фронта в составе 15-й, 55-й и 71-й скоростных бомбардировочных, 14-й, 54-й и части сил 59-й истребительных авиабригад, а так же 1-й дальней разведывательной эскадрильи – всего 819 боевых самолетов.
  3. ВВС 7-й армии в составе 29-й тяжелобомбардировочной, 68-й легкой бомбардировочной авиабригад, 7-го и 25-го истребительных авиаполков, 32-й войсковой разведэскадрильи и 9-го корректировочного авиаотряда – всего 293 боевых самолета.
  4. ВВС Петрозаводской группы войск – 49-й истребительный и 72-й смешанный авиаполки – всего 96 боевых самолетов.
  5. ВВС Мурманской армейской группы – 5-й смешанный авиаполк в составе 77 боевых самолетов. Этот же полк частью сил должен был поддерживать части РККА, наступающие из района Кандалакши на финский город Кеми. 
В начале ноября 1939 года Главный Военный Совет РККА принял решение о дополнительном усилении войск Ленинградского Военного округа стрелковыми соединениями, а также артиллерией, танками и авиацией. В середине ноября было принято решение о развертывании на базе армейских групп 8-й (Петрозаводское направление) и 14-й (Мурманское направление) армий. Одновременно для управления войсками, действовавшими в северной Карелии на Ребольском, Ухтинском и Кандалакшинском направлениях было сформировано Управление 9-й армии. Авиагруппы 8-й и 14-й армий остались в основном в том же составе, для 9-й армии авиагруппу планировалось создать за счет перебрасываемых в ЛВО дополнительных авиационных частей.
В течение ноября в ЛВО были направлены 16-я скоростная бомбардировочная авиабригада ВВС Белорусского Особого военного округа в составе 13-го, 18-го и 54-го сбап, а так же 13-я (6-й дбап и 41-й сбап) и 27-я (21-й и 53-й дбап) авиационные бригады из состава 1-й авиационной армии особого назначения (АОН-1). Соединения АОН-1 поступали в непосредственное распоряжение ВВС фронта, а полки 16-й авиабригады планировалось использовать для усиления авиагрупп 8-й и 9-й армий. Однако отсутствие в полосе 9-й армии аэродромов, способных принять хотя бы один полк СБ заставило отказаться от этих планов и большую част сил 16-й авиабригады оставить в распоряжении ВВС фронта. Таким образом, к началу советско-финляндской войны боевой состав ВВС ЛВО был значительно усилен, а состав авиационных группировок претерпел некоторые изменения, по сравнению с планом Мерецкова от 29 октября. Состав этих группировок заметно различался количественно, причем число самолетов в ВВС той или иной армии зависело не только от важности решаемых армией задач, но и от состояния аэродромной сети в полосе армии.
ВВС фронта (командующий – комкор Е.С. Птухин).
Фронтовая авиация базировалась главным образом на аэродромные узлы в районах Ленинграда, Пскова, Новгорода и Старой Руссы. В состав авиации непосредственного фронтового подчинения вошли обе авиационные бригады из состава АОН-1 (за исключением 41-го сбап), 16-я сбабр (13-й и 54-й сбап), 55-я сбабр (44-й и 58-й сбап), 71-я сбабр (35-й и 50 сбап). В составе этих соединений было в общей сложности 344 СБ и 158 ДБ-3. Еще 12 СБ было в составе 1-й дальней разведывательной эскадрильи.
Также в распоряжении Птухина оставалась 54-я иабр (19-й, 26-й и 44-й иап), отвечавшая за ПВО Ленинграда, а так же штабов фронта и 7-й армии.  Полки бригады базировались на аэродромы Горелово, Углово, Манушкино, Ропша и Витино в непосредственной близости от города. В своем бригада имела составе 256 боевых самолетов, в том числе 183 И-16, 45 И-153 и 37 И-15бис. Надо отметить, что к моменту начала войны 4-е эскадрильи каждого полка 54-й бригады находились в процессе перехода с И-15бис на И-153 и фактически имели двойной комплект самолетов.
Фактически в составе ВВС фронта остались 29-я и 68-я авиабригады, предназначавшиеся для ВВС 7-й армии, поскольку в ноябре 9-й тбап и 10-й лбап из их состава начали переучивание на СБ и считались небоеготовыми. Так в 9-м сбап к началу боевых действий боеготовыми считались только тринадцать экипажей, а 10-й сбап даже не успел получить новую матчасть в полном объеме. Также небоеспособным считался 9-й легкий штурмовой авиаполк, находившийся в процессе переучивания со штурмовиков ССС на истребители И-15бис. Из его состава относительно боеготовыми считались только три эскадрильи, но все они базировались на аэродромах Крестцы и Кречевицы в глубоком тылу. Имевшийся в составе ВВС ЛВО 14-й разведывательный авиаполк в боевых действиях планировалось задействовать лишь частично.
В общей сложности, без учета небоеспособных и незадействованных частей, в составе ВВС фронта было в общей сложности 356 СБ, 158 ДБ-3, 183 И-16, 45 И-153 и 37 И-15бис – всего 779 боевых самолетов. Здесь стоит сделать оговорку, что бомбардировщики 16-й авиабригады из-за плохой погоды прибыли к месту назначения только 1 декабря и формально в общее число их можно не включать. Но с другой стороны, опоздание бригады на один день вряд ли серьезно отразилось на работе советской бомбардировочной авиации 30 ноября и 1 декабря. Так все три дальнебомбардировочных авиаполка, несмотря на то, что к началу войны уже были на месте, в боевых вылетах в первые дни войны не участвовали и начали свою боевую работу одновременно с бомбардировщиками 16-й авиабригады. Таким образом, включение сотни СБ 16-й бригады в состав группировки ВВС к началу конфликта видится вполне корректным.
Таким образом, несмотря на прибытие трех авиационных бригад, непосредственно подчиненные Птухину силы в абсолютных цифрах даже несколько уменьшились. Однако, если число истребителей по сравнению с планом от 29 октября «просело» более чем вдвое, то количество бомбардировщиков выросло на две сотни штук. Такое перераспределение больше соответствовало стоящим перед ВВС фронта задачам, но с другой стороны, уже на этом этапе заложило ярко вскрывшуюся уже к концу декабря проблему с нехваткой у ВВС фронта истребителей для обеспечения боевых вылетов бомбардировщиков.
ВВС 7-й армии (командующий – комбриг С.К. Горюнов)
В связи с начавшимся в ноябре переучиванием 9-го и 10-го бомбардировочных авиаполков на СБ, изначально запланированная для 7-й армии группировка потеряла два из четырех предназначенных ей бомбардировочных полков. Однако, командование округа с лихвой компенсировало эту потерю, передав в распоряжение Горюнова 15-ю скоростную бомбардировочную авиабригаду (2-й и 24-й сбап), усиленную 41-м сбап, переданным из 13-й авиабригады. Надо отметить, что 2-й сбап только в конце сентября 1939-го закончил переход с ТБ-3 на СБ, но уже считался полностью боеспособным. Так же в составе ВВС 7-й армии были оставлены 7-й тбап 29-й авиабригады и 2-й лбап 68-й авиабригады. Таким образом, если по плану от 29 октября 7-ю непосредственно должны были поддержать 66 ТБ-3, 10 СБ и 80 легких бомбардировщиков Р-5, ССС и Р-Зет, то теперь в распоряжении Горюнова имелось уже 165 СБ, 48 ТБ-3 и 51 легкий бомбардировщик. Ближе всех к будущему фронту, в Красногвардейске, базировались самолеты 3-го лбап. 15-я авиабригада располагалась в районе Старой Руссы, но непосредственно перед началом боевых действий её самолеты перелетели в район Ленинграда. Корабли 7-го тбап находились глубоко в тылу на аэродроме Едрово в Новгородской области.
ВВС 7-й армии так же была передана вся 59-я авиабригада, насчитывающая в своем составе формально четыре, а на самом деле даже пять истребительных полков! В число последних вошли 7-й, 25-й и 68-й иап, имевшие на вооружении в общей сложности 122 И-16, 31 И-153 и 46 И-15бис. Четвертым и одновременно пятым полками бригады был 38-й иап. Дело в том, что из состава полка еще в октябре месяце были выделены две эскадрильи под командованием майора Леденева в формируемый для переброски в Эстонию истребительный полк. Однако из-за отвратительного состояния эстонских аэродромов перебазирование так и не состоялось, а оставшуюся часть 38-го иап под командованием майора Сюсюкалова уже успели доукомплектовать до полного штата. В результате в составе 59-й бригады оказались два, а точнее полтора 38-х иап. При этом полк майора Сюсюкалова насчитывал в своем составе 36 И-16 и 39 И-15бис при 53 летчиках, а полк майора Леденева – 15 И-16, 15 И-153 и 10 И-15бис при 36 летчиках. Всего же в составе 59-й авиабригады было 317 истребителей (175 И-16, 46 И-153 и 96 И-15бис) и 296 летчиков. Как и в 54-й авиабригаде, две из трех переучивающихся на И-153 эскадрилий фактически имели двойной комплект самолетов, как И-153, так и старые И-15бис. Еще в октябре 7-й и 25-й полки бригады были переброшены на передовые аэродромы на Карельском перешейке – Левашово и Касимово, остальные же полки оставались в месте постоянной дислокации в городе Пушкин.
Для корректировки огня артиллерии армии помимо зарезервированного ранее 9-го корректировочного авиаотряда на Р-5 в состав ВВС армии включили еще и 16-й као на самолетах ССС. Таким образом, над Карельским перешейком предполагалось задействовать всего дюжину самолетов-корректировщиков.
В целом ВВС 7-й армии располагали весьма внушительной авиационной группировкой, насчитывающей в общей сложности 264 бомбардировщика, 317 истребителей и 12 корректировщиков – всего 593 боевых самолета. Это количество почти вдвое превышало запланированное Мерецковым в конце октября, при этом количество истребителей выросло почти втрое!
Всего же войска на Карельском перешейке с учетом фронтовой авиации могли поддержать 1372 боевых самолета ВВС РККА. Превосходство по этому параметру над финской армией было абсолютным и подавляющим. Достаточно сказать, что выделенные для действий на Карельском перешейке 1-й и 2-й авиаполки ВВС Финляндии располагали всего 46 истребителями, 35 легкими бомбардировщиками и разведчиками Фоккер С.Х и Фоккер С.V. Одни только ВВС 7-й армии в семь раз превосходили своего противника по численности.
Авиагруппы армий.
У трех армий, действующих между Ладожским озером и Баренцевым морем, в отличие от 7-й армии своих собственных ВВС не было. Их авиагруппы подчинялись штабу ВВС фронта и командующие этими армиями в своих решениях по вопросу использования ВВС не были самостоятельными, будучи вынужденными согласовывать их со штабом ВВС фронта. Авиагруппы армий организовывались вокруг управлений авиабригад, за исключением авиагруппы 9-й армии. Ввиду отсутствия Управлений ВВС этих армий, вопросы снабжения, пополнения и т.д. целиком лежали на штабе ВВС фонта. Нельзя не отметить, что в весьма специфических условиях финского ТВД такая организация была довольно неудобна как для командующих армиями, так и собственно для Управления ВВС фронта. Неудивительно, что она просуществовала совсем недолго.
Авиагруппа 8-й армии.
8-я армия в общем плане наступления играла довольно важную роль, имея задачу обойдя Ладожское озеро своим левым флангом выйти в тыл финским укреплениям на Карельском перешейке. В соответствие с этим армии была придана достаточно сильная авиагруппа, в ноябре дополнительно усиленная 18-м сбап, выделенным из состава 16-й авиабригады. Руководство авиагруппой 8-й армии было возложено на Управление и штаб 14-й авиационной бригады под командованием комбрига И.И. Копец. Основными аэродромами базированияавиагруппы были Бессовец, Нурмолицы и Лодейное Поле. Одна эскадрилья с 12 И-15бис базировалась на аэродроме возле Новой Ладоги. Всего к началу боевых действий авиагруппа 8-й армии должна была иметь в своем составе 72 СБ и 104 истребителя. Но между «должна иметь» и «имела» была большая разница.
К началу войны 18-й сбап в состав авиагруппы так и не прибыл, застряв в пути вместе со всей 16-й авиабригадой из-за нелетной погоды, чем разом лишил 8-ю армию сразу 52 бомбардировщиков. В отличие от других полков 16-й бригады, полностью сосредоточиться на аэродроме 8-й армии Лодейное поле полк смог лишь к исходу 18 декабря, поэтому не учитывать его в составе авиагруппы 8-й армии на начало войны будет вполне справедливо. В отсутствие 18-го сбап главной ударной силой авиагруппы 8-й армии становились две эскадрильи СБ 72-го смешанного авиаполка. Кроме них, 72-й сап располагал еще двумя эскадрильями истребителей И-15бис, однако буквально за несколько дней до начала войны командующий ВВС фронта распорядился отправить одну из них на север, в распоряжение 9-й армии.
Прибывший в полосу 8-й армии за несколько дней до войны 49-й иап имел в своем составе пять эскадрилий, на вооружении которых было 33 И-16, 17 И-153 и 27 И-15бис. Однако задействовать  всех их на фронте для поддержки войск также было невозможно, поскольку в тылу армии находилось несколько стратегических объектов, требовавших истребители для обеспечения ПВО. Штаб фронта в данном случае не нашел ничего лучше, чем использовать для этих целей истребители авиагруппы 8-й армии. В результате обе эскадрильи 49-го полка, вооруженные истребителями И-15бис, были задействованы для обеспечения ПВО электростанции «Свирьстрой», гидроэлектростанции и железнодорожного узла Званка, а так же аэродрома и станции Лодейное Поле. Эскадрилья И-15бис 72-го сап была оставлена на аэродроме Бессовец в качестве ПВО Петрозаводска. С учетом того, что 1-я эскадрилья 49-го иап только заканчивала переучивание на И-153 и попала на фронт только 7 декабря, из занаряженных для 8-й армии 176 боевых самолетов реально поддержать части армии с первых же дней могли только два десятка СБ 72-го сап и 33 И-16 49-го иап – менее трети от запланированного.
Финская авиация перед фронтом 8-й армии имела всего одну эскадрилью из состава 1-го авиаполка в составе дюжины устаревших разведчиков и легких бомбардировщиков, однако к северу от Ладоги находился так же основной район действий «красы и гордости» финских ВВС, скоростных двухмоторных бомбардировщиков «Бленхейм». Всего финский 4-й авиаполк к началу войны располагал семнадцатью такими машинами, таким образом, получалось, что по количеству бомбардировщиков авиагруппа 8-й армии в первые две недели даже несколько уступала противнику!
Авиагруппа 9-й армии.
Насколько бы плохо не обстояло дело с авиацией у 8-й армии, у её северного соседа дела были еще хуже. Части 9-й армии наступали вглубь Финляндии тремя колоннами, разрывы между которыми достигали 150-200 километров. Ситуация с аэродромами здесь была самая скверная: на огромной территории в тылу армии (172 000 кв. км) имелось только две площадки пригодных для приема современных самолетов – Чикша и Африканда. Был ещё малопригодный для использования аэродром Подужемье в 18 км от Кеми, но от границы его отделяло более чем 200 км, что делало его фактически бесполезным для истребителей. А кроме них у 9-й армии фактически больше ничего не было. К началу войны вся её авиагруппа состояла из 14 истребителей И-15бис из состава 1-й эскадрильи 72-го сап и пары разведчиков Р-5 неизвестной принадлежности (возможно, машины принадлежали 1-му Пограничному отряду). Командовал авиагруппой полковник Мельников. Поскольку аэродром Чикша, единственный позволявший истребителям полноценно работать над финской территорией, располагался на центральном направлении, авиагруппа армии могла поддержать только наступающую здесь 163-ю дивизию, по сути наносившую вспомогательный удар. Кроме того, у ВВС 9 армии фактически отсутствовали тыловые структуры: первая авиабаза прибыла на фронт армии только в 20-х числах декабря. Финской авиации на данном направлении не базировалось, но периодически в полосе действий армии появлялись финские «Бленхеймы», выполнявшие разведывательные полеты и попутно бомбившие обнаруженные цели. Имевшиеся у 9-й армии И-15бис в борьбе с этим финским «чудо-оружием» были совершенно бесполезны из-за значительной разницы в максимальных скоростях и фактически полного отсутствия системы воздушного наблюдения и оповещения.  
Авиагруппа 14-й армии.
Единственной авиационной группировкой, не претерпевшей по сравнению с планом от 29 октября почти никаких изменений, была авиагруппа 14-й армии. Авиагруппа представляла собой Мурманскую авиабригаду под командованием С.А. Красовского, в состав которой были включены 5-й смешанный авиаполк пятиэскадрильного состава (24 СБ, 15 И-15бис, 17 И-153 и 18 И-16) и две дальнебомбардировочные эскадрильи (22 ДБ-3), переброшенные из Монино в период с 6 по 22 ноября. «Лишняя» по сравнению с октябрьским планом истребительная эскадрилья образовалась в результате перехода 1-й эскадрильи 5-го сап с И-15бис на И-153, в результате чего удалось на старой матчасти сформировать новую эскадрилью с использованием резерва пилотов. Кстати, по такому же принципу 5-я эскадрилья появилась и в 49-м иап. Впрочем, новая эскадрилья немедленно перекочевала в оперативное подчинение Военного Совета Северного флота и первое время входила в систему ПВО главной базы Полярное. Таким образом, у командования 14-й армии имелся весьма приличный кулак в лице 46 бомбардировщиков и 50 истребителей. В полосе 14-й армии имелось три готовых к использованию аэродрома в районе Мурманска – Мурмаши, Шонгуй и Ваенга. Действуя с этих аэродромов бомбардировщики армии могли наносить удары не только в полосе своей армии, но и оказывать поддержку правофланговым частям 9-й армии.
ВВС флота.
Военно-воздушные силы КБФ представляли собой еще одну достаточно мощную авиационную группировку на ТВД. Про неё написано достаточно много хороших работ, поэтому не будем останавливаться на моряках подробно. Основной ударной силой морской авиации на Балтике была 8-я бомбардировочная авиабригада в составе 1-го минно-торпедного и 57-го скоростного бомбардировочного авиаполков, насчитывающих в общей сложности 111 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ. Еще более многочисленной была истребительная авиация, сведенная в 61-ю истребительную авиабригаду. В её составе были 5-й и 13-й авиаполки, а так же 11-я, 12-я и 13-я отдельные истребительные эскадрильи. Всего в составе бригады было 214 самолетов И-16, И-15бис и И-153. Большинство аэродромов 8-й и 61-й авиабригад располагалось на юго-восточном побережье Финского залива, здесь же базировались 18-я и 58-я морские ближнеразведывательные эскадрильи, а так же 12-й и 44-й отдельные авиаотряды, имевшие на вооружение в общей сложности 50 летающих лодок МБР-2. При штабе КБФ имелась 71-я отдельная эскадрилья с 10 разведчиками Р-5. Помимо этих сил в составе ВВС КБФ имелась 10-я авиабригада, дислоцированная на территории Эстонии и Латвии. Бригада включала три морских ближнеразведывательных эскадрильи (12-я, 43-я и 44-я) с 39 МБР-2. Так же из состава ВВС КБФ одна мбраэ (41-я) с 13 МБР-2 была выделена для действий в составе Ладожской военной флотилии из Новой Ладоги.
Наконец, свои ВВС имел и Северный флот. 118-й морской разведывательный авиаполк с 41 МБР-2 базировался в Грязной Губе, а 49-я мбраэ (13 МБР-2) – на озере Холмовское неподалеку от Архангельска. Однако последняя из них из-за удаленности от ТВД участия в боевых действиях фактически не принимала, равно как и дислоцированная в Лиепае 43-я мбраэ ВВС КБФ.
В ходе боевых действий ВВС КБФ должны были решать свои специфические задачи. На истребители возлагалось прикрытие Кронштадта и Ленинграда со стороны моря, обеспечение ПВО баз КБФ на южном побережье Финского залива, а так же содействие в захвате десантными отрядами островов Гогланд, Сейскари и Лавенсаари. Бомбардировщики должны были уничтожить финский флот в его базах (в первую очередь два финских броненосца береговой обороны), а так же морскую авиацию на аэродромах и береговые укрепления финнов к западу от Котки, содействовать захвату островов и организовать противолодочную оборону в Финском заливе и на Ладоге. Специально для операции по захвату островов в Финском заливе из частей ВВС КБФ временно была сформирована авиагруппа особого назначения (АГОН) в составе 139 бомбардировщиков, истребителей и разведчиков. ВВС Северного флота помимо стандартных задач по обеспечению ПВО, должны были вести воздушную разведку в западной части Баренцева моря с целью «обнаружить появление иностранных военных кораблей на театре…»
В общей сложности авиация действующей армии и флота к началу боевых действий включала шестнадцать бомбардировочных, два смешанных, одиннадцать истребительных и один морской разведывательный авиаполки, одиннадцать отдельных эскадрилий и четыре отдельных авиаотряда. В их составе насчитывался 1591 боевой самолет ВВС РККА и 465 боевых самолетов авиации флота, в том числе 48 четырехмоторных, 844 двухмоторных и 51 легкий бомбардировщик, 936 истребителей, 24 сухопутных и 130 морских разведчиков, а так же 12 корректировщиков. Надо отметить, что учитывая наличие в составе ВВС Финляндии современных скоростных бомбардировщиков «Бленхейм», руководство вооруженных сил очень серьезно отнеслось к вопросу обеспечения противовоздушной обороны важных объектов и крупных прифронтовых городов, таких как Ленинград, Петрозаводск и Мурманск. Еще 15 ноября К.Е. Ворошилов приказал Мерецкову привести в полную боевую готовность все активные средства ПВО, а также установить особый режим полетов гражданской авиации над Ленинградом, Мурманском и Петрозаводском. На цели ПВО было задействовано более трети всех истребителей, в том числе вся 54-я авиабригада и более половины истребителей авиагруппы 8-й армии.

Tags: ВВС, Зимняя война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments