slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

Category:

К истории несостоявшихся ВВС Финской Народной Армии.

Всякий, кто хотя бы немного интересовался истрией советско-финляндской войны 1939-40 гг. наверняка знает о существовании созданного в Москве т.н. "Народного правительства" Финляндии во главе с О.В. Куусиненом и "Финской народной армии" (ФНА). Кто не знает - интернет тому в помощь. Здесь же речь пойдет об одной малоизвестной странице войны, а именно о том, что в ряде работ именуется авиацией ФНА.


В далеком уже теперь 2001 году почивший ныне карельский журнал «Наблюдатель» в своем декабрьском выпуске разместил небольшую, на четыре страницы статью некоего А.Трубина «Карельский флаг на крыльях сталинских соколов». Статья-то в целом была про «вообще» Финскую Народную Армию и лишь мимоходом затрагивала собственно ВВС, но, тем не менее, автор сообщил читателям, что «...В Карелии начали развёртывать авиасоединения ФНА...Под Петрозаводском появились самолёты со странными опознавательными знаками: красно-сине-зелёные круги...». Далее эта скудная информация уже в 2005 году была воспроизведена многоуважаемым специалистом по советско-финляндским отношениям доктором исторических наук профессором В.Н. Барышниковым, в связи с чем слова  карельского журналиста получили статус исторического факта. (Барышников В.Н. Особенности создания и боевой деятельности "финской народной армии" в годы Второй мировой войны // Чтения по военной истории. Сборник статей. [Материалы международной научной конференции, 7–9 апреля 2004 г.]. СПб., 2005. С. 13).
Между тем, с 2001 года никаких новых следов загадочных «авиасоединений» ФНА (т.е. по мнению господина Трубина в составе ВВС ФНА было, по крайней мере, две авиационные бригады!) более не обнаруживалось, что само по себе крайне странно. Дальше – больше. Некоторые недоверчивые граждане, интересующиеся историей советских ВВС, стали подвергать сомнению сам факт существования хотя бы авиационных подразделений ФНА, а уж «красно-сине-зеленые круги» на крыльях так вообще подверглись совершенно справедливой обструкции.
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_29740.html
Не знаю как насчет разноцветных кругов (приведенное тут выше по ссылке мнение участника «Снорри» выглядит вполне убедительно), но как выяснилось, самолетики свои у ФНА действительно имелись, хотя и не долго. Аккуратно в день окончания советско-финляндской войны, 13 марта 1940 года, начальник штаба ВВС ЛВО полковник А.А. Новиков докладывал в Генштаб следующее: «На основании директивы штаба СЗФ (директива № 1/9156 от 04.03.40 - авт.) сформировать АВИАЦИОННОЕ ЗВЕНО СВЯЗИ по штату 15/468. Прошу сформированное звено включить в состав корпуса ФНА. Авиазвено временно дислоцировано в м. Гривочки». (РГВА. Ф. 25888. Оп. 6. Д. 397. Л. 94). Означенное авиазвено было сформировано и включено в состав 1-го стрелкового корпуса ФНА, летало, скорее всего на У-2, хотя наверняка я не знаю. Однако уже 7 апреля того же года распоряжением командующего ВВС ЛВО авиазвено связи 1-го СК ФНА было расформировано, летчики возвращены к прежним местам службы, а самолеты и техническое имущество передано в 9-й штурмовой авиаполк, базировавшийся в тех же Гривочках. (РГВА. Ф. 25888. Оп. 6. Д. 397. Л. 117). К 20 апреля авиазено перестало существовать, впрочем, как и сама Финская Народная Армия. На этом недолгая история «ВВС ФНА» собственно и завершилась.
Но! Если история так сказать «официальной» авиации ФНА была блеклой и непродолжительной, то другая авиационная часть, судя по всему имеющая к процессу создания ВВС ФНА самое непосредственное отношение, оказалась и длиннее, и увлекательнее (хотя и не сильно). В самом конце ноября 1939 года в Ленинградском военном округе началось формирование отдельной истребительной эскадрильи. Командный состав для эскадрильи набирался в частях ВВС РККА и авиашколах. Так командиром эскадрильи был назначен уроженец села Шокша Петрозаводского уезда Олонецкой губернии 36-летний майор Бамшин Степан Филатович. В качестве своего помощника Бамшин получил 33-летнего капитана Иванова Павла Николаевича, который, несмотря на свои вполне русские ФИО, был финном по национальности. Капитан Иванов в РККА служил с 1927 года и долгое время был инструктором в авиационных школах и имел огромный опыт подготовки молодых летчиков. Военкома эскадрильи, старшего лейтенанта Виноградова Александра Ивановича выделило Политуправление ЛВО.
Рядовые пилоты эскадрильи представляли собой еще более интересное зрелище. Почти все они ранее в РККА не служили и были призваны, будучи курсантами аэроклубов разной степени доученности. Но что еще интереснее, вся первая прибывшая в эскадрилью партия летчиков в количестве шести человек по национальности были финнами и карелами. Например, помощник военкома эскадрильи по работе с комсомолом был назначен карел, 27-летний политрук Федор Федорович Тимоскайнен. Весь его авиационный стаж ограничивался 30 часами налета на У-2 в оконченном в 1938 году аэроклубе. Его сослуживец по эскадрилье 25-летний финн Петр Петрович Пулкенен даже У-2 мог удерживать в воздухе с большим трудом. Технический персонал старались набирать также по национальному признаку. Например, среди авиамотористов с первых дней формирования эскадрильи числился младший командир взвода Кямяря Иван Иванович, финн 1915 года рождения.
12-я отдельная истребительная эскадрилья весь период своего существания входила в состав ВВС РККА и никогда никаким образом командованию 1-го (и единственного) стрелкового корпуса Финской Народной армии не подчинялась. Однако, весьма характерный национальный состав летно-технического состава, а также время формирования эскадрильи позволяет с большой долей вероятности предполагать, что именно она должна была стать костяком будущих ВВС Финской Народной Армии, однако для этого будущих «народоармейцев» еще предстояло «поставить на крыло».
Очевидно, что уровень подготовки «летчиков-истребителей» 12-й оиаэ не позволял и близко подпускать их к боевым самолетам, поэтому капитану Иванову ничего другого не оставалось, как засучить рукава и взяться за их доучивание. Полеты начались 15 декабря и в течение двух недель группа Иванова в количестве шести человек на «отлично» освоила У-2, позволив начать подготовку к освоению истребителей-бипланов И-15бис, запланированных для вооружения эскадрильи. Где велась подготовка эскадрильи точно не известно, вероятнее всего, формировалась она на материальной базе 26-го истребительного авиаполка под Ленинградом, по крайней мере, в ведомостях полетов полка попадаются отдельные записи о тренировочных полетах 12-й эскадрильи.
Попутно в январе эскадрилью продолжали укомплектовывать личным составом, в частности в середине месяца прибыли помощник комэска по эксплуатации воентехник 1-го ранга Михаил Христианович Ховинен, тоже финн по национальности, и штурман эскадрильи капитан Кемпайнен Ялмар Оскарович.  Впрочем, как и для ФНА в целом, «чистокровных» финнов и карел для 12-й эскадрильи не хватало, поэтому даже в летном составе среди вполне подходящих Пекконенов, Мулданенов и Нокелайненов замелькали разного рода Соколовы, Куриленко и даже Файерманы. А уж среди технического состава «национальные» фамилии вообще были наперечет. Впрочем, техсостав в эскадрилье долгое время был большим дефицитом, даже в январе укомплектованность эскадрильи техническим персоналом не превышала 50% от штатной численности, а многие из техников и мотористов до своего попадания в эскадрилью истребители И-15бис в глаза не видели. (РГВА. Ф. 34980. Оп. 4. Д. 796. Л. 30)
К концу января командный состав финско-карельской истребительной эскадрильи в целом справилась с первоначальной подготовкой своих потенциальных «соколов Куусинена». В последние дни января 1940 года эскадрилья была включена в состав ВВС 8-й армии как 12-я оиаэ ПВО с дислокацией на аэродроме Пески возле Петрозаводска. Вместе с эскадрильей там базировались СБ 13-го скоростного бомбардировочного авиаполка и отдельной ночной эскадрильи ВВС 8-й армии. Очевидно, эскадрилья должна была обеспечивать ПВО аэродрома, что в условиях слабой активности финской авиации в глубоком тылу советских войск было задачей скорее номинальной. В первой половине февраля, точнее 1, 3 и 13 февраля, в Пески летчики 26-го истребительного авиаполка перегнали восемь И-15бис, ранее принадлежавших 4-й эскадрилье полка. О том, что личный состав 12-й эскадрильи в основной своей массе все еще был весьма далек от того, чтобы называться летчиками-истребителями, говорит тот факт, что согласно документам ВВС 8-й армии в боевом составе эскадрильи на 1 февраля числилось всего четыре пилота – вероятнее всего сам Бамшин, Иванов, Виноградов и Кемпайнен. (РГВА. Ф. 34980. Оп. 4. Д. 646. Л. 106, 106об)
Начиная с февраля, в эскадрилье развернулась учеба, связанная с освоением И-15бис. В феврале средний налет на один И-15бис в эскадрильи составил 10 часов 40 минут, в марте – 9 часов 45 минут. Показатели более чем скромные, особенно если учесть, что эскадрилья практиковала в основном учебные полеты. Для сравнения, налет на один И-15бис 4-го истребительного авиаполка ВВС 8-й армии в феврале составил 27 часов 20 минут. Тем не менее, к 9 марта первая группа летчиков эскадрильи, подготовленная капитаном Ивановым, была готова к боевой работе. Лучшим из молодых летчиков стал упомянутый выше старшина Пулкенен. Техсостав тоже более-менее освоился с ранее незнакомой для себя матчастью, сумев выпускать в воздух одновременно по шесть-восемь истребителей. Интересно, что в марте в составе эскадрильи появились более современные истребители И-153, которые летали даже интенсивнее, чем И-15бис (налет на один И-153 составил 13 часов). (РГВА. Ф. 34980. Оп. 4. Д. 719. Л. 36) Общий же налет 12-й оиаэ за период с 15 декабря по 9 марта составил 402 часа. (РГВА. Ф. 34980. Оп. 4. Д. 796. Л. 30об) 
Однако, как известно советско-финляндская война закончилась 13 марта 1940 года и 12-я отдельная истребительная эскадрилья так и не успела поучаствовать в боевых действиях. Бамшин и Виноградов написали наградные представления (на орден «Красная Звезда» и медаль «Знак Почета») на П.Н. Иванова, М.Х. Ховинена, Ф.Ф. Тимоскайнена, П.П. Пулкенена, И.И. Кямяря, но кто-то почти на всех представлениях красным карандашом написал «не представлять», сделав исключения только для Иванова и Ховинена. Получили ли они свои награды мне не известно, по крайней мере, среди награжденных в апреле их нет.
После войны эскадрилья продолжала заниматься подготовкой пилотов, коих к началу апреля в её составе было уже два десятка человек, не считая Бамшина. Однако после окончания войны и самороспуска «Народного правительства» Куусинена, судьба «Финской Народной Армии» оказалась предрешена и в апреле она прекратила свое существование. В этих условиях существование национальной карело-финской эскадрильи в составе ВВС РККА теряло всякий смысл и судьба её оказалась предрешена.
1 апреля на аэродроме Бессовец началось переформирование 152-го истребительного авиаполка. В состав полка, помимо двух его собственных оставшихся эскадрилий, «слили» истребительные эскадрильи 72-го и 80-го смешанных авиаполков, а заодно и матчасть и личный состав 12-й отдельной истребительной эскадрильи. (РГВА. Ф. 34912. Оп. 1 Д. 1745. Л. 2). К 10 апреля процесс переформирования был завершен, переданные из 12-й оиаэ летчики прошли процедуру аттестации, на основании которой часть из летчиков и техников эскадрильи были уволены в запас, часть распределены по эскадрильям полка, а отдельные летчики переведены в другие части. Так комиссар эскадрильи вернулся в Политуправление округа, штурман капитан Кемпиайнен направлен в 31-ю отдельную разведэскадрилью, начальник связи эскадрильи старший лейтенант М.С. Соколов переведен в 24-й скоростной бомбардировочный авиаполк, а летчик старший лейтенант Хаман Т.К. продолжил службу в Управлении 15-й авиабригады.
Командир эскадрильи майор Бамшин продолжил службу в ВВС, дослужился до командира 957-го штурмового авиаполка, пока 8 июня 1943 года в ходе боевого вылета не совершил вынужденную посадку на финской стороне фронта и не попал в плен. Финны передали Бамшина немцам, но к счастью Степан Филатович смог пережить плен и после войны вернулся в Карелию. Капитан Иванов П.Н., будучи командиром эскадрильи 293-го иап 6 ноября 1942 года пропал без вести в районе Сталинграда.



С.Ф. Бамшин и штурман 957-го шап С.И. Войцеховский в финском плену.


Список летно-технического состава 12 оиаэ, переданного в 152-й иап в апреле 1940-го года, в скобках – на какую должность направлен (РГВА. Ф. 25888. Оп. 6. Д. 377. Лл. 20-32):

Капитан Иванов Павел Николаевич, помощник командира эскадрильи (помощник командира 152-го иап).
Капитан Кемпайнен Ялмар Оскарович, штурман эскадрильи (31-я раэ)
Старший лейтенант Виноградов Александр Иванович, военком эскадрильи (ПУ ЛВО)
Пилот запаса Тимоскайнен Федор Федорович, помощник военкома по комсомолу (152 иап, 3 аэ)
Старший лейтенант Мулданен Яков Петрович, адъютант эскадрильи,  (в запас)
Старший лейтенант Соколов Михаил Степанович, начальник связи (24 сбап)
Старший лейтенант Тикка Андрей Николаевич. (инспектор по технике пилотирования 152 иап)
Старший лейтенант Нокелайнен Суло Фомич, командир звена (запас)
Старший лейтенант Хаман Тойво Карлович (15 авиабригада)
Лейтенант Поваров Семен Никитович (?)
Младший лейтенант Андреев Иван Алексеевич (152 иап, 1 аэ)
Младший лейтенант Пулкенен Перт Петрович (152 иап, 2 аэ)
Младший лейтенант Фаерман Владимир Николаевич (152 иап, 2 аэ)
Пилот Киуру Михаил Данилович (в запас)
Пилот запаса Куриленко Иван Иванович (152 иап 4 аэ)
Пилот запаса Пекканен Хеймо-Аюлис Алексеевич (152 иап, 1 аэ)
Пилот запаса Темный Петр Иванович (152 иап, 3 аэ)
Пилот Тилку Иван Адамович (запас)
Алушков Василий Алексеевич (?)
Журавлев Василий Петрович (?)
Хямяляйнен Тойво Иванович (?)
 
Техсостав:
Антонов Петр Григорьевич (запас)
Антонов Федор Иванович (152 иап)
Афонин Михаил Алексеевич (72 бап)
Белобородов Николай Иванович (запас)
Белов Петр Иванович (152 иап)
Беляков Николай Иванович (запас)
Гуйтор Томас Иванович (запас)
Егоров Иван Дмитриевич
Жильцов Василий Иванович (запас)
Капленко Александр Моисеевич (?)
Кильки Петр Иванович (152 иап)
Кириллов Василий Власович (72 бап)
Кириллов Иван Григорьевич (152 иап)
Козаченко Николай Васильевич (запас)
Койванен Иосиф Абрамович
Койвистоляйнен Георгий Иванович (авиашкола)
Кокко Семен Иванович (школа)
Комиссаров Владимир Иванович (запас)
Коркин Александр Михайлович (школа)
Королев Иван Дмитриевич (152 иап)
Кузнецов Иван Иванович
Кямяря Иван Иванович (152 иап)
Кямяря Павел Андреевич (152 иап)
Махлычев Михаил Семенович
Мякеев Филипп Иванович
Нагибин Александр Федорович
Наумов Иван Григорьевич (72 бап)
Ниеми Павел Александрович (152 иап)
Новиков Александр Афанасьевич (72 бап)
Пискунов Михаил Павлович (72 бап)
Попов Михаил Ильич (152 иап)
Потапов Дмитрий Дмитриевич
Прима Георгий Потапович (запас)
Рокка Иван Адамович (261 авиабаза)
Селезнев Анатолий Васильевич (152 иап)
Сергеев Василий Васильевич
Смирнов Михаил Александрович (152 иап)
Соболев Владимир Семенович (72 бап)
Сулуков Андрей Лаврентьевич
Сычев Василий Феофанович (152 иап)
Феофанов Павел Васильевич
Фетисов Павел Иванович (152 иап)
Ханонен Константин Адамович (школа)
Цатурьян Александр Аратович (запас)
Щеглов Павел Степанович
Шеин Владимир Данилович
Юллинен Константин Иванович (152 иап)
Яковлев Александр Григорьевич (152 иап)
 

Tags: ВВС, Зимняя война, Финская Народная армия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments