slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

Categories:

Работа 537-го автомобильного батальона зимой 1939-40

Отчет о действиях 537-го автобата, одного из нескольких автобатов, работавших в армейском звене подвоза в основном на участке Кемь - Ухта - Войница во время сражения за Суомуссалми. Как и в прошлый раз курсивом прямые цитаты, остальное - близко к тексту моими словами.
Кстати, а информация по таким вот частям (автобаты, транспортно-эвакуационные роты, ДЭПы, дорожники и т.д.), работавшим в тылу, вообще интересна?


537 автобат
34980-5-440

К-р воентехник 1 ранга Казаков, ВК – ст. п-к Иванов, НШ – Пригара.

Формирование
537 атб формировался в Москве по штату 032/703 из приписного состава 1-го автодепо и машин, взятых из народного хозяйства с 7.09.39 по 1.10.39
2.10.39 батальон в составе 433 ЗИС-5 и 677 человек личного состава был отправлен своим ходом в Ленинград. 700-км марш батальон выполнил без аварий и поломок и 5 октября прибыл в г. Пушкин. Через двое суток все четыре роты батальона по приказанию нач. АБТВ ЛВО комбрига Вершинина были переданы в разные танковые бригады, в Пушкине остался только штаб батальона и парковая рота.
Через три недели, 27 октября, по распоряжению АБТВ ЛВО командование, штаб и парковая рота б-на были отправлены по ж/д в г. Кемь в распоряжение 8-го ДЭП, одновременно в батальон вернули средний комсостав рот, ушедших в танковые бригады. 30 октября б-н прибыл в Кемь, куда к этому времени из Мурманской армейской группы передали 141 ГАЗ и 47 ЗИС-5, взятые из народного хозяйства и эксплуатировавшиеся в МурмАГ. Личный состав водителей прибыл в количестве 188 человек по одному водителю на машину. Таким образом, к 1 ноября вышедший из Москвы автобат, оснащенный машинами ЗИС-5 1-й и 2-й категории с опытным водительским составом, полученным из автохозяйств Москвы получил взамен изношенные разнотипные машины, требующие капитального и среднего ремонта с водительским составом малой квалификации, набранном из районов Мурманска и Архангельска. 31.12.39 в батальон была влита 4-я рота 549-го оатб в количестве 136 человек и 107 ЗИС-5, из которых 65 требовали капитального ремонта.
10.01.40 прибыло пополнение в количестве 80 новых ЗИС-5 (без водителей). В конце января все ГАЗ-АА были изъяты из батальона и переданы в войска.
Состав б-на:
1.10.39 – по списку а/м – 420/ на ходу – 420/ л/с по списку – 654
9.10.39 – 6/6/210
1.11.39 – 184/165/368
1.12.39 – 209/154/447
1.01.40 – 286/234/637
1.02.40 – 214/158/604
1.03.40 – 141/140/550

«Исключительно трудные условия представляли собой этот грунтовый участок. Дорога шириной не более 4-х метров, с подъемами и спусками свыше 20%, совершенно неприспособленная для двухпутного движения машин, тем более ЗИС-5, для которых требуется не менее 5,5 метров ширины дороги. За Ухтой участок от Войницы в осеннее время совершенно непроходим для колесного транспорта. В период 7-12 ноября 1939 года при переправке 163 сд около 150 машин автобата (также как и машины других авточастей) несколько дней подряд вытаскивали на руках двумя полками 163 сд».
«Обслуживание указанного грунтового участка 8 и 14 ДЭП”ами в отношении диспечиризации, заправочных пунктов, питания и регулирования во все время операции было совершенно неудовлетворительно. Благодаря малой квалификации работников диспетчерского аппарата ДЭП’ов, никогда не работавших с автотранспортом, простои под погрузкой и выгрузкой, задержка порожняка в обратном направлении были огромны, заправочные пункты в течение первых двух месяцев операции вообще отсутствовали, так как 8-й ДЭП вместо того, организовать их, предложил круглосуточно посылать на линии штатные цистерны автобата, в ряде случаев срывая снабжение горючим самого автобата. Что же касается пунктов питания, то за все время операции не нашлось ни одного эшелона, который не заявил бы о плохом качестве пищи, грязи и неналженности на пунктах ДЭПа».
Автобату пришлось в течение трех месяцев держать в Ухте свою кухню с тремя поварами, которые обслуживали не только эшелоны 537 абт, но и все проходящие эшелоны.

Водители же предпочитали получать сухой паек.
«Служба регулирования на Г.У. была чрезвычайно слаба и малоопытная, в результате чего дорожные пробки были ежедневным явлением, а рейсы Кумь – Ухта вместо 36 часов продолжались зачастую 48 часов.
Пункты отдыха в Ухте и Шомбе содержались настолько грязными, что водители предпочитали оставаться у машин разводя костры».

В ноябре-декабре и до 20 чисел января эшелоны состояли из 20-40 машин, что не позволяло давать нормальный отдых водителям, работавшим без смены. С 24 января перешли на рейсы пятерками (водители стали ездить по двое), что немедленно отразилось на росте грузооборота, сократились простои и количество неисправных машин.
Ноябрь (количество машин/Груз на 1 а/м/перевезено грузов) - декабрь - январь - февраль
ЗИС-5: 361/2,5/903 - 372/930 - 1260/3150 - 1930/4825
ГАЗ-АА: 731/1,2/877 - 793/952 - 955/1146 - нет
ЗИС-5 цист.: 84/2,4/202 - 161/386 - 168/403….137/329
ГАЗ-АА автобус: 10/0,9/9 - 22/20 - 28/25…. - 34/31
ВСЕГО: 1186/-/1991 - 1348/2288 - 2427/4759 - 2151/5295 (в январе-феврале учтены перевозки на ЗИС-5 контейнерах (фургонах?) – 16/2,2/35 и 50/100 соответственно).

Задержки эшелонов б-на 10-20.12.39
Из-за по погрузки – 31ч40 м
Из-за разгрузки – 35 час
Из-за встречного движения – 30.час 50 мин
Из-за отсутствия бензина – 10 час.
Из-за тех. неисправности – 4 час.
Из-за отсутствия охраны – 1 час. 10 мин
Из-за переадресации маршрута – 74 часа
Всего 186 часов. Самый большой простой эшелона – 59 часов (эшелон №30), на втором месте – 35 час, затем 17.

При формировании батальона из рем.средств не получено летучка тип «Б» (ЗИС-5), масловодогрейка ЗИС-5, батальонный комплект запчастей инструмента. В момент выхода из Москвы автобат располагал следующими ремонтными возможностями:
Пять летучек типа «А» («фанерные фургоны на шасси ГАЗ-АА, без необходимого оборудования и инструмента») и три комплекта ключей на все пять рот батальона.

Из 188 машин, полученных в Кеми 60% требовали немедленного среднего ремонта, «в частности, перетягивания подшипников, смена колец, значительно части электрооборудования, рессор и пр».
Особенно остро встал вопрос с рессорами, которых требовалось сразу 117 штук. Головной склад АБТВ 9-й армии отсутствовал, телеграфные требования к АБТВ ЛВО остались без ответа. В тоже время требовалось перебросить 163-ю сд на 250 км, а так же обслуживать ГУ.
«Парковой и строевым ротам пришлось изыскивать всевозможные способы замены ряда деталей временными кустарными изделиями, так например: листы передних рессор ГАЗ-АА изготавливались из буферных вагонных пружин, втулки поворотных цапф наращивали специальным сплавом, ставились резиновые амортизаторы, алюминиевые поршни ГАЗ-АА подвергались раздутию до требуемого ремонтного размера 1,5 мм, из водителей строевых машин, знающих ремонтное дело, были скомплектованы бригады по агрегатам».

Ремонт
Средний: ноябрь ЗИС -20, декабрь ГАЗ – 31, январь – ЗИС – 10, Февраль ЗИС- 3.
Аварийный: декабрь – ГАЗ – 3, январь – ГАЗ – 3, Февраль – ЗИС – 8
Заявочный: декабрь ЗИС – 29, январь ЗИС – 17, февраль ЗИС- 42
Капитальный: январь ЗИС – 5
Профилактический: январь – ЗИС – 55, февраль ЗИС – 145.
Ремонт ходовой (ноябрь/декабрь/январь/февраль/март - всего)
Отремонтировано рессор 45/30/40/35/12 - 162
Сделано рессор 35/26/ - 61
Выправка рам и передних осей 26/21/4/2/0 – 53

В ноябре/декабре так же
пайка радиаторов – 50/71
ремонт трамблеров – 53/46
ремонт аккумуляторов (средний капитальный) – 35/25

Комбат считает, что подчинение ОАТБ ДЭПам неоправданно, т.к. ДЭП – «организация исключительно дорожного порядка, не имеющая никакого опыта работы с автотранспортом». Наиболее важные оперативные распоряжения автобат получал от 6-го отдела штарма.
Tags: Документы, Зимняя война, РККА, Суомуссалми, тыл
Subscribe

  • Подстава

    Я вообще стараюсь не давать моральных оценок поступкам людей на войне, хрен знает, как сам себя поведешь, окажись в такой ситуации. Но иногда,…

  • Продолжаем разговор.

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments