slon_76 (slon_76) wrote,
slon_76
slon_76

Categories:

Работа 448-го автомобильного батальона зимой 1939-1940

Еще один автобат, работал на Ухтинском направлении в армейском звене подвоза

448 автобат

34980-5-440

Комбат-448 – капитан Туловский, ВК – ст. п-к Левант, Адъютант старший – ст. л-нт Шпренгель

Б-н участвовал в походе в Зап.Украину.
6.12.39 получен приказ переформироваться по новому штату, заменить ГАЗ-АА на ЗИС-5 и 7.12.39 быть готовым к погрузке. 6.12 партсобрание, комсомольское собрание....

19 декабря на ст. Кемь прибыл 1-й эшелон б-на (4-я рота), через полчаса – 2-й эшелон (2-я рота)
«Стал вопрос как лучше строить эшелон по еще неизвестной дороге, сразу стало ясно, что опыт вождения эшелонов в Западной Украине, где эшелон составлял 100 а иногда 200-250 машин здесь применить нельзя и на первый раз мы решили отправить целиком роту в месте с командиром и политруком роты в количестве 60 машин, но выпустить их на трассу повзводно, т.е. по 20 машин. В первый же рейс для ознакомления с трассой я (военком б-на ст. п-к Левант) выехал вместе с командиром батальона до Войницы.
На дороге был большой беспорядок. Водители проезжая в Шомбу и Ухту не могли получить пищу, ремонтных средств на ДКР-ах небыло, а если были они, то не оказывали той помощи, которую необходимо организовать и мы решили с командиром батальона расставить на трассе людей и ремонтные средства из нашего батальона с целью оказывать немедленную помощь водителям, обеспечивать их питанием, газетами и т.п.»

Этот опыт переняли и другие батальоны.
155 человек водителей не имеют прав (!) и имеют очень малый опыт вождения автомашин, особенно ЗИС-5.
«Итоги первого рейса двух рот были для нас плачевные. Мы имели две серьезные аварии и около 10 поломок почти новых машин, к тому ряд машин сидели в кюветах. Последующие рейсы ничего утешительного не принесли. Аварии и поломки продолжались и попадание машин в кюветы не уменьшилось. Некоторые машины сидели по двое-трое суток. Только третья рота, прибывшая 24 декабря с первых дней учитывая уже небольшой накопленный опыт начала работать хорошо. Аварий не было, поломки незначительны, и с рейса возвращались своевременно».

«В других ротах, особенно во второй и не лучше было в первой стало катастрофическое положение. Почти половина парка стояла без движения. Причиной этому были аварии, поломки, отсутствие запчастей, некоторые машины не заводились на морозе и т.п.»
К-р 2 роты Карьев, полирук – Попко – растерялись.
Несмотря на это план перевозок (250 тонн в сутки) б-н выполнял «хотя это стоило огромного напряжения и усилия».
Проанализировав ситуацию пришли к выводу, что главная проблема – люди. В начале января провели совещание политруков и замполитруков б-на, ставшее «переломным моментом».

Б-н № 448 входил в состав 8-й автотранспортной бригады КОВО.
5 декабря 1939 года б-ну был вручен штат №032/703 с приказом переформировать по литеру «Б», т.е. машинами ЗИС-5.
В течение суток б-н сдал ГАЗ-АА и принял от 431 б-на той же бригады машины ЗИС-5, которые частично находились на консервации, частично готовились к консервации.
Спецмашинами – цистерны, ВМЗ, Ремлетучки, ПЗС, кинопередвижку и Душевую батальон комплектовал за счет разных частей Староконстантиновского гарнизона. Инженерным, Химическим и артимуществом комплектовался за счет гарнизона.

На момент комплектования
Легковая М-1 – 6 штук (получены от 431, 456, 451, 448 ОАТБ, 331 ОРВБ и регул. роты 8-й АТБр)
Грузовая ЗИС-5 – 143 431 ОАБТ и 100 448 ОАБТ
Рем. летучка «А» - 3 ГАЗ-ААА из 4 танковой бригады, 1 ГАЗ-АА 425 ОАТБ 8-й АТБр.
Рем. летучка «Б» - 1 ЗИС-6 331 ОРВБ
ПЗС – 1 ГАЗ-АА 331 ОРВБ
ВМЗ – 1 ЗИС-6 4-я тбр
Цистерна – 1 ЗИС-5 431 ОАТБ,

Цистерна  2 ЗИС-5 331 ОРВБ, 1 ЗИС-5  и 1 ЗИС-6 4-я тбр
Автобус  1 ГАЗ-АА 431 ОАТБ
Сан. машина – 1 ГАЗ-АА 448 ОАТБ
Душевая – 1 ГАЗ-ААА  8-я АТБр
Кинопередвижка – 1 ГАЗ-ААА 8-я АТБр.

Комплектование л/с
После возращения в Староконстантинов из Зап. Украины лучший водительский состав и МНС был передан на формирование других авточастей. При переформировании в бригаде имелся некомплект водителей и МНС до 50%, покрывался за счет других частей.
По комплектовании батальона 50% водительского состава не имели прав на управление машиной, прошли только 45-дневные курсы в течение 1939 года. Второго состава водителей не дали, получили только 40 человек резерва водителей, которые водительских прав не имели и фактически являлись обычными красноармейцами.
После переформирования:
КНС – кадр 36/запас 16
МНС – 34/49
Рядовой состав 28/328
В т.ч. в числе водителей - 1 класса – 2, 2 класса – 20, 3 класса – 131, без прав 138, совершенно не умеют водить – 23.
Только в феврале месяце были подготовлены и пропущены через комиссию для сдачи испытания на водителя 104 человека из числа водитетелей, не имеющих прав.

После получения пополнения в январе (14 стажеров 537 атб) и феврале (165 человек) 1940-го:
Водителей 1 кл – 14, 2 кл – 58, 3 кл -244, стажеров 14, сдали на права 104, без прав 36
КНС – к-ры взводов прибыли за 10 дней до переформирования из танковых училищ, знакомы в основном с гусеничными машинами, а не с колесными.
Переброска на СЗФ осуществлялась  4-я эшелонами из расчета 1 линейная рота + часть парковой роты на эшелон. В Староконстантинове не было платформы, приходилось грузить по самодельным мосткам. В пути большие простои, особенно в Тосно и на всем протяжении Кировской железной дороги.
По прибытии в Кемь машины несколько дней стояли вдоль улиц Ленина и Некрасова, пока не подыскали площадку для организации парка.

Среднесуточный пробег в декабре – марте 211,7 км. За счет использования автоприцепов удавалось повысить грузооброт, так 5-ю ЗИС-5 с прицепами поднимали до 27 тонн.
Формирование колонн вначале происходило по 20 машин (взвод), и даже больше для обслуживания перевозок в/частей (народной армии и др.) Но для перевозки грузов взводные колонны себя не оправдали, т.к. слишком долго простаивали под погрузкой, в результате стали формировать колонны по отделениям (5 машин)

Кроме летучки типа «Б» ремвзвод никакими средствами не располагал (летучки «А» распределены по-ротно для мелкого ремонта. «Б» укомплектована инструментом на 100%, но штатного инструмента не хватало из-за большого количества работы.

За декабрь (январь) ремвзводом выполнен текущий ремонт ЗИС-5 – 4 (53), пайка радиаторов – 7(88), кузнечные работы – 1(39), монтажные работы – 5 (32), изготовление деталей кузова – 4 (37), электротехнические работы 6(26), токарные работы 0 (160), слесарные работы 0 (43), прочее – 0 (20)

Запчастями АБТС 9 армии обеспечивала плохо, приходилось высылать своих представителей в Москву и Ленинград, за счет чего удавалось поддерживать матчасть в на ходу.
Из-за сильной колейности дороги машины идут не на 4 колесах, а только на двух (задние, надо полагать), в результате чего часто лопаются шины, а новой резины нет.

За время войны 253 поломки, в основном декабрь-январь. Основные причины поломок – наезд на впереди идущую машины и съезд в кювет.

При отправке батальона «совершенно не были учтены суровые метеорологические условия в которых пришлось работать батальону, а поэтому часть не была полностью удовлетворена теплым обмундированием и шинелями». В Кеми такая же фигня, некоторые шинели (большого роста) не получены и к апрелю.

Работа б-на за декабрь (январь):
Среднее кол-во машин на ходу – 216 (201)
Среднее кол-во машин в ремонте – текущий – 18 (29), средний – 6(8)
Планировалось машин за кругооборот (2 суток) – 204 (204)
Ежедневно выходило машин – 66 (75)
Находилось в эксплуатации за кругооборот – 147 (149)
План – 250 (250)т
Выполнено – 266 т (330 т)
Tags: Документы, Зимняя война, РККА, Суомуссалми, тыл
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments